Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Сделаем это по-быстрому.
Фаст-фуд по-русски

В нашем динамичном мире индустрия фастфуда стала одной из самых развитых на рынке общепита. Несмотря на то, что приверженцев правильного питания с каждым годом становится все больше, «быстрая еда» продолжает набирать популярность.

Фото: freepik.com

Вот, что я люблю!

Популярный у землян фастфуд – отнюдь не изобретение современности: он появился еще в Древнем Риме, когда на рынке горячие лепешки использовали в качестве тарелки для еды, которую ели на ходу. Со временем эта стряпня трансформировались в пиццу, которая также является классическим представителем фастфуда, а сейчас и вовсе возглавляет рейтинг самых популярных блюд в мире.

Шли годы, сфера быстрого питания набирала популярность, и в 1940-1950 годах закусочные стали широко распространены в США, а после и на других континентах.


Фастфуд в России появился еще в советское время – в виде чебуречных, котлетных, пирожковых, сосисочных, блинных, где можно было перекусить дешево, хоть и не всегда вкусно. И быстро, если без очередей. В таком общепите чаще всего были стоячие места, незатейливый интерьер.

В Ульяновске «эра фастфуда» стартовала с декабря 2010 года, когда в городе состоялось долгожданное открытие первого ресторана «Макдоналдс», позже их стало 4. Со временем на региональный рынок пришли другие крупные «фастфудные» игроки: «Бургер Кинг» и KFC, которые по-прежнему занимают большую нишу на рынке «быстрого» общепита в Ульяновске.

В начале марта 2022 года в связи с санкциями «Макдоналдс» приостановил работу 850 ресторанов по всей России, в том числе и в нашем городе. В последние дни работы сети быстрого питания выстроилась очередь из ульяновцев, желающих напоследок полакомиться любимыми чизбургерами и иже с ними.

Позже стало известно, что «Макдоналдс» окончательно уходит с российского рынка, рестораны сменят вывеску и перейдут в управление бизнесмену Александру Говору. 12 июня 2022 года в столице открылось первое заведение новой сети «Вкусно – и точка», в Ульяновске обновленный «макдак» распахнул свои двери 28 июня.


Новому собственнику удалось возобновить четкую работу заведения, оставить штат сотрудников, а вот с полноценным меню не вышло. У посетителей вызывают вопросы и вкусовые характеристики блюд бренда «Вкусно – и точка»…

Время – деньги

Главный успех фастфуда кроется в самом названии – быстрота: человеку голодному и/или куда-то спешащему не нужно долго ждать еды. Цена фастфуда, как правило, невысока, стоимость той же пиццы в «DODO» отличается от «итальянской лепешки» в заведении высокой кухни.


Все потому, что системе быстрого питания не требуются высокооплачиваемые повара, да и исходные продукты для фастфудовских блюд – отнюдь не деликатесы. Неслучайно «быстрая еда» часто содержит большое количество усилителей вкуса.

Но потребителей это не останавливает: согласно исследованию ВЦИОМ, процент россиян, регулярно посещающих рестораны быстрого питания, вырос с 19% в 2018 году до 38% в 2022-м.


Эксперты отмечают, что ощутимый рост числа посещений заведений фастфуда произошел за счет молодого поколения. Самые частые посетители сетей быстрого питания сегодня – молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет. Почти каждый второй молодой посетитель точек быстрого питания предпочитает их из соображений экономии времени. 13% опрошенных ответили: «Просто люблю фастфуд». Около 10% выбирают быструю еду, находясь в пути. Еще 9% ходят в такие заведения из-за детей.


А вот в ульяновской сети Shaurma Club Bistro заявили, что любовь к их шаурме не зависит от возраста и статуса человека.

Едим дома. Едим быстро

Для рестораторов понятия фастфуд и быстрая еда отличаются.

– Если мы говорим об Ульяновске, где покупательская способность невысока и рынок узкий, консервативный, то фастфуд для горожан – это покупка еды в известных точках быстрого питания «Вкусно – и точка», «KFC», «Бургер Кинг», а также в киосках с шавермой, – комментирует генеральный директор компании «Другие Рестораны» Ольга Акулина. – Главная мотивация выбора таких точек как источника получения еды понятна – невысокая цена. За минимальную стоимость можно купить максимальное число быстрых, неполезных углеводов, которые заполнят желудок и оперативно закроют вопрос с чувством голода.

Другое дело – категория «быстрой еды», представленная в ульяновских супермаркетах. Один из самых крупных производителей готовых блюд и полуфабрикатов – фабрика-кухня сети «Гулливер», соответственно, продается она в магазинах «Гулливер» и «Победа».


На полках других супермаркетов тоже есть еда, готовая к употреблению, индивидуально упакованная, например, от бренда «Едим дома» (авторские рецепты Юлии Высоцкой).


Такие блюда подчас стоят так же, как в стационарном общепите, часто лежат с акционными ценниками, как правило, не имеют большого спроса. Желающих купить на обед какой-нибудь лосось на пару с овощами в индивидуальной упаковке за 450-500 рублей в Ульяновске найдется не много.


А вот в российских мегаполисах рынок быстрой еды очень развит, и на прилавках супермаркетов представлен широкий ассортимент готовых блюд, в том числе каши, сырники, супы.

Чебурек с камчатским крабом

Рынок фастфуда не стоит на месте, здесь, как и в целом в сфере общественного питания, происходят постоянные изменения. Меняются и вкусовые предпочтения россиян. В интервью радио Sputnik ресторанный критик Дмитрий Алексеев предположил, что основой современного российского фастфуда в ближайшем будущем станут шаурма и чебуреки с разнообразными начинками. И речь идет не только о дешевых продуктах.

– Условно говоря, рядом с вокзалами будут предлагать шаурму с курицей, а в дорогих торговых центрах она будет уже с мраморной говядиной. Также и с чебуреками, их можно делать хоть с камчатским крабом, – отметил Алексеев.

Еще один тренд – стирание границ между высокой кухней и фастфудом. Многие топовые рестораны стали включать себе в меню картофель фри, бургеры и т.д.

– Если концепция позволяет, то и в ресторане могут появляться блюда, схожие с ассортиментом классического фастфуда, конечно, набор ингредиентов при этом будет сильно отличаться. Например, в меню ресторана Gonzo с 2014 года есть бургер от шефа. Но он с котлетой из мраморного мяса, сыром «Чеддер», луком конфи, свежими томатами и битыми огруцами и т.д. С таким набором продуктов цена блюда сильно отличается от цены бургеров в известных сетях фастфуда, но ведь это же совсем другой вкус, – рассказывает Ольга Акулина.

Бренд-шеф ресторанов «Хлеб&Соль» Денис Кашин добавляет, что в меню двух заведений сети тоже есть бургеры «высокой кухни», которые неплохо продаются.

- Если говорить об ассортименте, то быстрая еда в наших заведениях не является лидером, но при этом входит в топ-5 заказов, – отмечает собеседник.

Стресс для организма

От растущей популярности «массового» фастфуда медики не в восторге, советуют отказаться от «быстрой» общепитовской еды.

– По своей практике знаю, что много функциональных проблем, нарушение обмена веществ как раз возникают из-за фастфуда. Во время диспансеризации даже у молодых людей выявляются хронические заболевания, уже с 15 лет повышенный холестерин, «благодаря» неполезной пище с трансжирами, – рассказывает врач-гастроэнтеролог сети клиник «Нева» Ильмира Губайдуллина.

Оказывается, что редкое употребление быстрой еды тоже негативно влияет на наш организм.

– Даже если вы едите фастфуд раз в месяц, это тоже вредно. Скажем, вы ежедневно питаетесь правильно и тут решаете побаловать себя картошкой фри или гамбургером. Это стресс для вашего организма, он к такому не привык! Даже в таких редких погрешностях возникает функциональное расстройство, которое дает симптоматические проблемы, приводит к желчнокаменной болезни, гастриту, колиту и т.д, – предупреждает Ильмира Губайдуллина. – Часто у человека возникает привыкание у фастфуду, из-за обилия вкусовых добавок после такого сложно переходить на правильную пищу.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: