€ 100,80
$ 90,93
¥ 12,72
«Новая бедность»
Все размышления о судьбах бизнеса, ожиданиях на 2023-2024 годы чуть раньше или чуть позже приводят к теме «а что будет с нашими клиентами». Тех, кто продает товары и услуги физическим лицам, интересуют вопросы:
- упадут ли доходы основной части клиентов, и насколько?
- как будут экономить люди, и как это повлияет на наши товары и услуги?
То, что в России огромной количество людей живут бедно – не секрет и не новое явление. Но в 2022 году вырисовывается нечто новое. Новая бедность.
Про кого это?
Про тех, у кого уровень дохода номинально, в сумме денег, особо не упал (разве что на фоне роста цен). Что снизилась, и существенно, так это уверенность в завтрашнем дне и будущих доходах.
Плюс ко всему часть привычных товаров и удовольствий стали недоступны, по крайней мере – простыми путями. Например, кто-то не может поехать на привычный зарубежный горнолыжный курорт. Да еще и экипировка – на фоне ухода Декатлона – подорожала. В итоге человек едет кататься «дома» вместо Европы, купив бывшее в употреблении снаряжение на Авито. Не трагедия, на самом-то деле, но это усиливает ощущение, что уровень жизни снижается.
Как будут экономить люди, оказавшиеся в «новой бедности»? И как нам на этом заработать?
Как правило, жертвы новой бедности - это работающие люди, специалисты и менеджеры, среднее звено и выше. Они, что называется, продвинутые. И экономить они будут продвинутыми способами, в соответствии с трендами. Все эти тренды – не новые, но нынешняя ситуация придала им второе дыхание.
1. Рациональное потребление
Это означает «хорошенько подумать, прежде чем покупать». Не сметать товары на распродаже, вообще избегать «соблазнительных» мест. Если идти в магазин, то со списком покупок.
Согласно опросам, 50-60% россиян экономят на «развлечениях» и «питании вне дома».
Плохо для всех, кто зарабатывал на импульсном спросе, и тех, у кого точки находятся в торгово-развлекательных центрах – трафик может упасть существенно. Нужно искать «живые» локации.
Как на этом заработать: предлагая товары и услуги, подчеркивать практическую сторону, экономию, рациональность своего продукта. Отлично подходит для новых брендов, борющихся за место на полке.
2. Re-use (многократное использование всех вещей, с их переходом из рук в руки, пока не развалятся)
На днях я была в «Севкабеле» (это такое торгово-развлекательно-творческое пространство в Питере), и случайно посетила «Гаражную распродажу». Молодые люди, нисколько не стесняясь, продавали бывшие в употреблении, или «провалявшиеся без дела» сумки, туфли, платья. Дешево и весело. Например, одна девушка назвала свой прилавок «вещи моего бывшего». Покупатели бродили, приценивались, болтали с продавцами – с явным удовольствием. А что такого, мы в тренде.
Правда, рядом был и «нормальный» маркет, с дорогим хэнд-мейдом и фермерскими продуктами, и там тоже было достаточно многолюдно и весело.
Как заработать на тренде «re-use»: надо возглавить движение. Устроить трейд-ин, построить две дополняющие друг друга схемы циркуляции новых и б/у вещей.
3. Ремонт (беречь любимые вещи, чинить в случае незначительных повреждений вместо того чтобы выбросить)
Тренд усиливается уходом некоторых брендов. Теперь по-другому смотришь на любимую брендовую сумку, понимая, что неизвестно когда в следующий раз окажешься на распродаже в Финляндии (да, было у нас в Питере такое развлечение).
Вообще, экономия на одежде – одна из основных стратегий поведения в кризисной ситуации. Порядка 70% россиян отмечают, что в 2022-м они на этом экономили. Ремонт способствует экономии.
Как заработать на ремонте – понятно. Главное, сделайте так, чтобы вас нашли, и подайте услугу правильно. Чтобы человек, обратившийся к вам, чувствовал себя невероятно крутым, экологичным и рациональным.
4. Модифицированное потребление
Суть в том, что потребитель не отказывается полностью от покупки привычных продуктов и вещей, но меняет, модифицирует критерии выбора.
Типичный пример – экономия на алкоголе. Человек не отказывается от этой статьи расхода, но теперь покупает напиток более высокого градуса крепости.
Как на этом заработать: выстраивать коммуникации, поддерживающие «прежние» потребительские привычки. Сработает, если у вашего продукта был бренд, успевший занять место в голове и жизненных сценариях потребителей.
На горизонте 2023-2024 потребительские рынки, особенно в непродовольственных товарах просядут, но не упадут «до нуля». Но если ваш продукт оказался «мимо» трендов экономии, то необходимо просчитать пессимистический сценарий, с существенным падением продаж, и продумывать действия по сохранению и диверсификации бизнеса.
Фото из архива З.Стрелковой