Онлайн-обучение: достоинства и недостатки
Фото: freepik.com
Сегодня каждый человек, обладающий персональным компьютером и стабильным интернет-соединением, может освоить совершенно любую специальность, не выходя из дома. Авторы курсов обещают мгновенное трудоустройство и высокий доход. Но как на такие возможности смотрят эксперты и работодатели?
Елизавета Рузина, кандидат экономических наук, доцент РУДН:
У онлайн-образования есть ряд очевидных преимуществ и недостатков:
+ Онлайн-образование дает возможность обучиться самым востребованным профессиям, а при обучении по «классическим» профессиям – получить самые «свежие», самые актуальные знания. Таким образом плюс – это актуальность профессий и знаний;
+ Люди, получающие образование онлайн, должны обладать определенным наборов навыков для работы в Интернет. Еще один плюс – формирование компетенций, нужных в цифровой экономике;
+ Возможность быстрой и «безболезненной» конвертации работы из офисной в удаленную;
+ Молодые мамы в декрете или, например, студенты могут повышать свои знания, занимаясь одновременно другими делами, и при окончании декретного отпуска или обучения в ВУЗе обладать конкурентным объемом знаний. Это, несомненно, плюс как для них, так и для их работодателей;
+ Несомненное достоинство людей, обучающихся онлайн, – очень высокий уровень внутренней мотивации и самодисциплины.
- На курсах не всегда учат решать настоящие жизненные проблемы. Такие работники в ходе обучения могут и не столкнуться со сложностями, возникающими при работе с реальным продуктом;
- Люди, получающие образование онлайн, могут иметь сложности с общением и взаимодействием с другими работниками и членами рабочего коллектива;
- Для некоторых профессий онлайн-образование категорически не подходит. Компетентность врача, фармацевта, реставратора, ювелира, технического специалиста, имеющего лишь онлайн-образование, вызовет вполне обоснованное сомнение.
Тимур Соколов, ключевой эксперт по стратегическому развитию и формированию культуры лидерства в организациях, CEO The Team, президент Академии тимшейперов:
Глобально онлайн-обучение, в том числе в корпоративном сегменте, это отличная возможность получить топовое образование в любом направлении. Если вы владеете хорошим знанием иностранных языков, то в дистанционном формате можете позволить себе практически любой ВУЗ мира под те задачи и ту специализацию, в которой вы сегодня развиваетесь.
Однако в России у онлайн-курсов и онлайн-обучения в целом имеется в определенной степени не очень позитивный репутационный шлейф. На рынке дистанционных образовательных программ до сих пор нет четких профессиональных стандартов, но последние 10-15 лет тема онлайн-обучения достаточно серьезно продвигается маркетологами. По причине того, что не существует системы отбора и допуска преподавателей к процессу обучения, потребитель данных услуг порой рискует обжечься и приобрести некачественный продукт.
Если вы удаленно получили образование в серьезных, аккредитованных вузах, академиях или центрах профессиональной переподготовки, которые подтверждают релевантность и легитимность через высокие оценки клиентов и выпускников, то полученные сертификаты для работодателя — это большой плюс в копилку вашего личного бренда и репутации в компании. Работодатель будет видеть, что у вас есть хорошее стремление к развитию и ему будет более понятен периметр вашего знания и ваших интересов. А если вы в своем резюме указываете 10 строчек непонятных онлайн-курсов и тренингов, организованных людьми, которые пообещали вам стать более богатыми и устроенными, то эта история в случае устройства в серьезную корпорацию может только дискредитировать.
Таким образом, онлайн-образование — это удобно, доступно, зачастую может быть очень эффективно и престижно, но, как и в случае с любым другим образованием, огромное значение имеет место, где вы его получили, и подтверждение надежности учебного заведения. Набор никому неизвестных курсов и марафонов, не вызывающие доверия педагоги, сумевшие лишь правильным образом обустроить маркетинг и коммуникацию вокруг своих образовательных программ, это большой риск.
Рынок онлайн-образования в России пока еще не установился и находится в несколько турбулентном состоянии. Обычно в устоявшейся рыночной нише есть топ-3, топ-10 или, к примеру, топ-100 лидеров. Но на нашем рынке дистанционного обучения хорошим курсам сейчас еще легко можно затеряться в середине этого рейтинга. Если другие участники ведут достаточно агрессивную рекламную политику, то человек может быть подвержен маркетинговому влиянию и сделать ошибочный выбор лишь на основании полученной рекламной информации. Данному рынку еще предстоит пройти большой путь в направлении структурирования, стандартизации и легимитизации.
Валерия Чертовикова, CEO группы компаний Black Square Group, эксперт по корпоративному образованию и коммуникациям:
Сегодня перспектива отучиться 5 лет в университете и потом всю жизнь работать в одном профессиональном поле (если не в одной компании) современному человеку не подходит. Кардинально менять сферу деятельности или переучиваться, вероятнее всего, придется в среднем 6–8 раз за свою жизнь.
Особенно хорошо это понимает поколение Z. Для них обучение — это не заучивание материала, а владение инструментами поиска информации и ее критического отбора. Сегодня главным принципом образования является сформированный навык к обучению, поэтому молодые специалисты покидают стены университетов с нерастраченной любовью к этому процессу.
Скорость перемен в мире настолько велика, что вузы не успевают быстро перестраиваться и переориентироваться согласно новым правилам, требованиям и направлениям. Современный же сотрудник должен уметь быстро принимать решения и эффективно выстраивать отношения на разных уровнях, иметь развитое критическое мышление и адаптивный интеллект.
Решить вопрос с переквалификацией и освоением новых профессий помогает онлайн-образование. Не стоит относиться к нему предвзято. Отличную профессиональную переподготовку сейчас предлагают как мировые и российские лидеры онлайн-образования, так и сами компании, которые открывают достойные внутренние корпоративные образовательные центры.
Что отличает специалистов, которые прошли онлайн-обучение?
Как правило, люди, которые идут на онлайн-обучение, преследуют две цели: усовершенствовать и прокачать свои навыки и профессиональные знания или освоить новую специальность. В каждом из этих случаев к своему выбору они подходят осознанно и с большей ответственностью.
Поэтому после окончания курсов такие сотрудники более мотивированы. Они горят желанием работать и отличаются высокой работоспособностью и креативностью.
Так как знания, которые предлагают на онлайн-курсах, достаточно емкие и хорошо структурированные, будущий специалист получает только самую необходимую и актуальную на сегодняшний день информацию в той или иной области. С одной стороны, это лишает его возможности глубокого анализа, выстраивания причинно-следственных связей, с другой — они прямо сейчас готовы приступить к решению четко сформулированных задач.
Но часто у таких сотрудников слишком завышенные представления о дальнейшем карьерном росте и заработной плате. Многие создатели курсов обещают высокий и стабильный доход при небольшой рабочей занятости. К сожалению, на деле все не так просто.
Поэтому, когда выпускники онлайн-курсов сталкиваются с реальностью, многих ожидает разочарование.
На что обращают внимание работодатели при приеме на работу специалистов с дипломами онлайн-курсов?
Сколько бы дипломов об образовании ни получил человек, сколько бы курсов он ни прошел, важно понимать, что навыки сотрудника оцениваются и проверяются только на практике. Стив Джобс говорил: «Ценность высшего образования неоспорима. Но я хочу сказать, что оно не поможет накоплению опыта».
Ученые Гарвардского университета в ходе исследования выяснили, что 85% успеха зависит от хорошо развитых soft skills. Поэтому руководитель обязательно обратит внимание на коммуникативные навыки будущего сотрудника независимо от того, где он учился. Потому что именно умение выстраивать отношения поможет новичку быстро и полноценно влиться в рабочий процесс.
Это особенно важно в компаниях, где основная часть работы ведется удаленно. Специалисту, которому сложно корректно принимать и передавать информацию, будет трудно выстраивать взаимоотношения и эффективно решать поставленные задачи.
Независимо от того, какое образование получил сотрудник, он столкнется с тем, что в любой организации есть свои внутренние стандарты. И этому не учат ни на одних онлайн-курсах. Поэтому сможет ли новый сотрудник встроиться в рабочий коллектив, во многом является ответственностью и самой компании.
Мягкий онбординг и система менторства помогут подготовить специалиста к любым задачам и корпоративным требованиям. Именно такой подход поможет новым сотрудникам максимально быстро влиться в коллектив и подстроить полученные на курсах переквалификации знания под внутренние стандарты компании.
Как доступность образования изменила кадровый рынок?
С развитием онлайн-образования рынок труда стал подвижнее. Появилось много новых специальностей, а сравнительно молодые профессии вроде SMM-менеджера дробятся на новые, еще более узкоспециализированные: сценарист сторис, визуализатор, копирайтер, графический дизайнер, motion-дизайнер.
Люди больше не воспринимают процесс обучения как что-то утомительное, длительное и неизбежное, теперь это возможность выбирать специальность, которая действительно нравится. С одной стороны, это делает их более замотивированными на успех и дальнейшую работу, с другой — они больше не готовы трудиться в одной компании долгие годы и не задерживаются там больше 3–5 лет.
Руководитель направления менеджмент «Яндекс. Практикум» Иосиф Фурман отмечает: «Повсеместная проектная занятость позволяет сотруднику чувствовать себя куда более свободным, а у руководителя остается всё меньше классических рычагов воздействия. Концепция карьеры как линейного корпоративного роста внутри компании или даже индустрии стремительно уходит в прошлое».
Сегодня не столько важно, обучался сотрудник онлайн или получил диплом, окончив вуз очно, принцип непрерывного обучения — lifelong learning — практическая необходимость в современном мире, которая способствует личностному росту человека, развивает его кругозор, критическое мышление, а значит, делает его востребованным.