Женский бизнес: энергия, которая меняет мир
Фото: freepik.com
Предприимчивые москвички
Сколько их, смелых и отважных женщин, инвестирующих в российскую экономику и создающих новые рабочие места? Согласно сведениям, предоставленным в докладе Mastercard Index of Women Enterpreneurs,который был опубликован в марте 2022 года, доля женщин-предпринимателей в общем числе бизнесменов – 34,1%, хотя женщины составляют больше половины трудоспособного населения России. По данным ФНС, 40% малого и среднего бизнеса в нашей стране принадлежит представительницам слабого пола.
Что побуждает российских женщин пускаться в опасное плавание в море бизнеса? 76,3% женщин начинают свое дело из-за нехватки рабочих мест (в мире этот показатель равен 74,9%) , 68% россиянок хотят хорошо заработать (в других странах эта причина подтолкнула к созданию собственного бизнеса 57,3 % женщин), 21,3 % жительниц нашей страны хотели бы что-то изменить в мире, и это послужило мотивацией к открытию своего дела. В среднем по миру этот показатель равен 48%. 14,7% российских женщин начинают свой бизнес, чтобы продолжить семейную традицию. Во всем мире эта причина движет 31,7% женщин-предпринимательниц.
Какую сферу деятельности выбирают для себя российские бизнесвумен? 22% избрали розничную торговлю (продукты, одежда, бытовая техника, компьютеры, книги, игрушки и др.), 6% предпочли оптовую торговлю. Салоны красоты, сауны, санатории основали 5% бизнесвумен. Бухгалтерские и юридические услуги оказывают 4%. Еще столько же совершают операции с недвижимым имуществом. Такое же количество женщин основало компании в сфере IT и разработки ПО. 4% женщин выбрали сферой приложения усилий дополнительное образование, столько же женщин открыли свои рестораны и кафе. Наибольший процент бизнесвумен сосредоточен в Москве (15%) и Санкт-Петербурге (8%) 2% женщин-предпринимательниц работают в Краснодаре, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Самаре и Ростове-на-Дону.
Бизнес приносит женщинам-предпринимательницам неплохой доход. Меньше 100 тысяч рублей в месяц зарабатывают 35% бизнесвумен, от 100 тысяч до 200 тысяч рублей – 38%, от 200 до 300 тысяч рублей – 11%, и более 300 тысяч рублей в месяц зарабатывают 15% женщин, имеющих свое дело.
Женщины освоили науку управления. В 76% ИП и ООО, которые основали женщины, работают менее десятка сотрудников. У 20% предпринимательниц в штате от 10 до 50 подчиненных. И в 4% компаний трудится свыше 50 сотрудников. Такие данные приводит в своем анализе Тинькофф Бизнес.
Две трети женщин, управляющих собственным бизнесом, имеют законченное высшее образование. 57% предпринимательниц – замужние или находящиеся в гражданском браке. 12% женщин, имеющих свое дело, разведены.
Профессия – самозанятая. Сантехник, электрик, грузчик…
Российские женщины считают бизнес хорошим вариантом карьеры и престижной сферой деятельности. В планах у большинства из них – увеличение штата сотрудников и выход на международные рынки сбыта.
Дамы чувствуют себя наиболее успешными в социальной сфере и в креативных индустриях. Аналитический центр НАФ выпустил отчет, из которого следует, что женщины тщательно выбирают для себя сферу приложения своих способностей. Прекрасный пол чаще, чем мужчины, управляет компаниями, которые занимаются обучающими курсами, тренингами, организацией мероприятий и развлечений, а также компаниями, которые связаны с модой, дизайном и издательской деятельностью. Каждая четвертая компания, которой руководит женщина, изготавливает дизайн-макеты, чертежи, проекты или производит обучающие курсы, тренинги, осуществляет консультации. Каждая пятая такая компания создает информационные материалы, промоматериалы, рекламу, организует праздники или экскурсионные программы.
В России появилась огромная армия самозанятых женщин. На сегодняшний день их насчитывается 747 тысяч. Их совокупный доход перевалил за 100 млрд рублей. Возраст самозанятых женщин колеблется от 21 года до 60 лет и старше. В некоторых регионах (Бурятия, Курганская область, Забайкальский край, Республика Алтай) самозанятых женщин больше, чем мужчин.
Такие женщины трудятся в самых разных сферах: маркетинга и рекламы, услуг маникюра и педикюра, сдачи в аренду квартир, репетиторства, парикмахерских услуг, создания собственной продукции, дизайна интерьеров и пошива одежды. Есть женщины-грузчики, электрики, компьютерные мастера, сантехники, мастера по ремонту автомобилей и бытовой техники. Представительницы прекрасного пола занимаются металлообработкой и автоэвакуацией. Самый высокий уровень дохода получают женщины, специализирующиеся в области консультирования по вопросам здоровья, аналитике данных, программировании, строительстве, проектировании, техобслуживании и бухгалтерии.
Аккуратна, осторожна, честна
Многие женщины по природе индивидуалисты. Им нравится работать индивидуальными предпринимателями, не нанимая сотрудников и не вступая с кем-либо в партнерские отношения.
В Едином реестре субъектов малого и среднего бизнеса зарегистрировано 5,9 млн компаний, 1,8 млн из них принадлежит женщинам. Но только 20% из них возглавляют собственные компании, и этот показатель в 4,5 раза больше среднемирового. По словам партнера компании Delloite Екатерины Трофимовой, в 200 самых крупных российских компаниях 6,5% СЕО – женщины.
Интересная закономерность: в микрокомпаниях женщины способны выдавать более выгодную рентабельность продаж по валовой прибыли (на 16% больше, чем мужчины). Такая же разница в рентабельности в небольших компаниях. А вот в крупных компаниях, управляемых мужчинами, рентабельность на 21% выше, чем у руководителей-женщин.
Дамы ведут бизнес аккуратнее, осторожнее, честнее. Например, процент дефолтов в микрокомпаниях, управляемых мужчинами, на 15% выше, чем у женщин СЕО. В небольших компаниях этот показатель равен 8% в пользу женщин.
Женщины более осознанно, чем мужчины, подходят к созданию своего дела. Индекс женского предпринимательства (Women Business Index) сообщает, что дамы стараются сначала пройти обучение и лишь потом открывать свой бизнес. По словам управляющего партнера экспертной группы Veta Ильи Жарского, женщины получают среднее или высшее образование, затем трудятся по найму, чтобы приобрести опыт в выбранной сфере. И только после этого решаются на создание малого или среднего бизнеса.
Елена Шульгина