Новый тренд в работе с персоналом – проработка ментальных убеждений
Фото: senivpetro, freepik.com
Недавно я участвовала в работе двух конференций, посвященных теме карьерного развития людей. И на обоих мероприятиях был доклад на тему ментального здоровья сотрудников.
Что это? Очередной тренд или все-таки необходимое в наших реалиях направление для развития персонала?
Приведу пример. Как происходит обучение в отделе продаж.
Простая методика:
1. Пишется скрипт в соответствии с технологией продаж.
2. Далее руководитель или бизнес-тренер обучает этому скрипту и технологиям задавания открытых вопросов, отработке возражений, завершения сделки и так далее.
3. На следующем этапе дается домашнее задание выучить скрипт и технологии.
4. Через определенное время наставник или руководитель слушает телефонный разговор новичка или идет с ним на встречу к клиенту и наблюдает, как сотрудник усвоил скрипт.
5. Затем новичок получает обратную связь по услышанному или увиденному, и снова наставник дает задание поработать над ошибками.
И так продолжается долгое время, если в компании внедрена система обратной связи.
Но, несмотря на все эти действия, даже через 3-5 повторений не все новички начинают задавать открытые вопросы, отрабатывать возражения по технике, завершать сделку и так далее.
И дело не в скрипте.
А в чем?
Именно в ментальных установках сотрудников, которые вызывают у них сильные отрицательные эмоции, мешающие выполнению рабочих задач.
Как это происходит на практике?
Сотрудник садится делать звонок, кладет перед собой скрипт, набирает номер, здоровается, представляется и только хочет задать вопрос, как на другом конце провода его «грубо» прерывают или бросают трубку: дело до вопросов не доходит.
И если у сотрудника много иррациональных ментальных мыслей, у него после одного неудачного звонка появляется сильная эмоция: страх, гнев, отчаяние, он приходит в нересурсное состояние и может весь день собираться с силами, чтобы продолжать делать звонки. А может даже отказаться делать звонки в этот день в принципе.
Какие самые распространенные ментальные установки есть у сотрудников, занимающихся продажами?
1. Я не умею заинтересовывать других.
2. Критическая оценка для меня очень болезненна.
3. Люди отвергнут меня, если я попытаюсь с ними заговорить.
4. Любое общение неминуемо закончится провалом.
5. Я не хочу надоедать людям.
6. Если заметят признаки моей тревоги, меня сочтут некомпетентным, неуверенным в себе, неадекватным и т.д.
7. Никто не будет слушать человека, который нервничает в присутствии других.
8. Мне будет стыдно, если у меня что-то спросят, а я не смогу ответить.
9. Я не умею делать комплименты.
10. Я не могу связать двух слов.
Чем больше подобных установок у сотрудников, тем меньше он будет усваивать обратную связь и меняться, тем меньше будет эффективен и результативен!
Как понять, что у сотрудника проблемы не с профессиональными навыками, а с ментальными убеждениями?
Если после трех раз дачи обратной связи сотрудник не меняется, не применяет полученную обратную связь на практике, не следует скрипту, значит, нужно искать иррациональные мысли, мешающие достигать профессиональных целей.
Почему именно в наше время работодателям необходимо уделять внимание ментальному здоровью сотрудников?
Наш мир, в котором мы живем, получил название BANI (Brittle, Anxious, Nonlinear, Incomprehensible):
* хрупкий
* тревожный
* нелинейный
* непостижимый
Мир BANI предполагает, что карьера больше не будет развиваться строго вертикально, она будет витиеватой, а люди больше не смогут планировать ее на долгие годы.
И надо убрать установку «работа по специальности» один раз и на всю жизнь, так как мир, в котором жили наши родители и учителя (устойчивом, предсказуемом, простом, определенном), закончился, и, соответственно, те правила и ценности закончились тоже.
Сотрудников стоит познакомить с понятием КОНТРИНТУИЦИЯ – это понимание, что любой процесс проходит не так, как мы раньше представляли. И если раньше человек знал, что когда он пойдет налево, то попадет в точку А наверняка, то теперь это не точно, и возможно даже, что он попадет в точку Б.
В нелинейном мире основным умением становится способность строить внутренние опоры (понятие из психологии), несмотря на всю нестабильность, которая окружает человека. Это способность индивида сохранять спокойствие, себя и свое состояние, когда кругом штормит.
Соответственно, без психологии в BANI-мире сложно сохранять работоспособность сотрудников на высоком уровне.
Без ментального здоровья сотрудники просто не могут быть активными, инициативными, уверенными в себе, гибкими, энергичными, решительными и трудолюбивыми. Ведь именно ментальные установки тормозят развитие всех перечисленных выше навыков и умений.
Если человек часто испытывает тревогу и не может с ней совладать, он не будет решительным.
Если он все время обеспокоен, что думают о нем другие люди, он не будет уверенным в себе человеком.
Если он плохо относится к критике, он не будет меняться и воспринимать адекватно обратную связь.
Что внедряют компании для повышения ментального здоровья сотрудников:
1. Проводят лекции по базовым основам психологии.
2. Обязательный тренинг по эмоциональному интеллекту.
3. Тренинг или курс по самопознанию.
4. Берут в штат корпоративного психолога или коуча.
5. Внедряют программы well-being.
6. Тестируют психоэмоциональное состояние сотрудников (сейчас много тестов на профессиональное выгорание, уровень стресса, тест на эмоциональный интеллект).
7. Замеряют психологический климат внутри команды.
8. Внедряют корпоративные занятия спортом.
9. Клуб по чтению книг.
10. Прослушивание медитаций.
Фото из архива К. Фроловой
8-993-995-56-82