Сергей Макшанов: «Сегодня многие получили шанс показать, чего стоят»
Фото: Анастасия Стяглова
Александр Макаров:
- Сергей Иванович, как вы оцениваете сегодняшнюю обстановку в экономике страны?
Сергей Макшанов:
- На абсолютном большинстве территорий России фиксируем разноскоростной рост и, что самое главное, рост инвестиций. Да, большинство из них все-таки связано с ГЧП, бюджетом, но и бизнес инвестирует тоже.
- Регионы растут, несмотря на то, что краник внешних инвестиций закручивается?
- Да, хотя санкционное давление продолжает срабатывать, добавляться, по итогам 8 месяцев 2023 года объемы экспорта нефтепродуктов вышли на уровень до СВО. И цена выше, чем установленный санкциями порог. И она будет расти. По прогнозу - 2,5%, - немного, но учитывая тот прессинг, которому подвергается наша страна… Растут и объемы поставок СПГ в Евросоюз.
Хотя, конечно, розовых очков давно нет, отдаем себе отчет, что ситуация очень непростая…
- А что у вас вызывает наибольшие опасения?
- В первую очередь то, что на сегодняшний день происходит на рынке труда. Если раньше мы говорили о хроническом дефиците кадров в подавляющем большинстве профессий, то сейчас их просто нет!
Хотя здесь работает такой континуум, и мы знаем компании, которые не чувствуют этот кадровый кошмар. Это те ребята, которые непрерывно развивались, инвестировали, и у них сейчас есть много дико интересных проектов, привлекающих дельных людей - их можно звать только на большие дела. Однако такое положение еще больше сжимает рынок.
Между тем, у кого ситуация - швах, никто же не запрещал развиваться. Но, по большому счету, ситуация такого анабиоза характерна для многих. Народ ждет, а что дальше?
А ждать нечего, потому что ситуацию мы можем менять только сами.
- В Ульяновске тоже непростая ситуация на рынке труда. Новые бизнесы открываются, требования крупных производственных компаний к персоналу растут, а численность населения только уменьшается…
- Вот мы часто говорим, что продукт любой страны, любой семьи, любой компании - это человек. Он может быть дельным, профессиональным или, наоборот, никчемным, бесполезным, но сама собой ситуация не улучшится.
И когда мы говорим, что людей надо к чему-то готовить, то надо понимать к чему. Вот только значительная часть бизнес-структур даже людям, которых к себе зовет, не может рассказать, куда они собираются привести свой бизнес! То есть чего они хотят из этого бизнеса построить.
- Ряд компаний в новой реальности пересмотрели свои стратегии, а у некоторых ее вообще нет!
- Не у некоторых, а у большинства. То есть стратегия может и существует в виде каких-то беспокойных образов, но не является инструментом, работающим каждый день. Никого не идеализирую, но одно из потрясающих событий 2023 года для меня – очередной шаг ЭФКО, это российский лидер на рынке продуктов питания, а также носитель уникальной культуры и стиля развития бизнеса. Недавно компания стала пионером на рынке растительного мяса. Это потрясающе вкусный продукт на основе бобовых, не синтез, не ГМО.
- Сами пробовали?
- Да, и знаю, что есть огромное количество людей, озабоченных своим здоровьем, которые оценят этот растительный продукт.
Кроме того, ЭФКО открывает в Самаре завод по производству грузовых дронов и дронов-такси. И совместными усилиями с компанией «Алмаз-Антей» разработала программное обеспечение, которое в состоянии коннектиться с единой системой управления воздушного движения.
Естественно, такая компания, как ЭФКО, может без проблем привлекать людей в свою команду.
Понятно, что геополитика серьезно влияет на развитие компаний, и все-таки их рост во многом зависит от стратегического мышления топ-менеджмента.
- Что еще характерно для российской деловой среды?
- Политическая апатия, от которой бизнесу нужно избавиться. Это очень важно.
Почему бизнес не участвует в политической жизни, игнорирует вещи, которые реально тормозят экономику? Ничего не меняется, потому что все молчат.
Между тем, есть трибуны, с которых это можно делать. И это – в общих интересах.
Да, время сейчас лихое. Много страхов и тревог. Много напряжения. Ограничены возможности влиять на геополитические факторы. Но! Мы можем действовать и уходить из изоляции в партнерства, особенно на контрасте и эффективности, как в России, так и за ее актуальными пределами.
- А что знакового происходит в мировой экономике?
- Если мы говорим про мировую экономику, как систему, то, во-первых, там сейчас действует безусловно неэкономическая мотивация. Абсолютно конкурентно обоснованная борьба доминирующих игроков, которые не хотят отдавать свою власть. И если ты не «наш», думаешь не так, как мы, то с тобой торговать не будем.
Это плохо.
- Каким курсом идет Россия?
- Создает ситуацию, связанную с ее бОльшей свободой. Экономической, технологической и т.д. Убирает риски, которые угрожают ее существованию, и никому не навязывает свои взгляды. Но и нас тоже не трогайте!
Занимается тем, что создает новые системы отношений, очищенные от любых концептуальных симпатий.
И, конечно, надо самыми разными способами развивать территории, другого пути в логике агломераций нет. «Мазать тонким слоем» бессмысленно, надо создавать условия, как, например, это сейчас делает Иркутская нефтяная компания, которая строит огромный комбинат по переработке углеводородов и рядом с жилыми домами закладывает школы, детские сады и т.д.
Что касается санкций, то их потенциал себя исчерпал и теперь будет работать только накопительно, в первую очередь, в области технологий.
Да, санкции принесли много хорошего, иначе мы бы не начали многие вещи вообще делать. Например, бумажную тару для стройматериалов, которую мы полностью импортировали из Финляндии. Как только поставки прекратились, через четыре месяца мы наладили производство в России. И таких примеров много.
Однако и вред от санкций тоже большой. В первую очередь, они негативно влияют на скорость, с которой мы можем развиваться: ни одна страна в мире не может делать ВСЁ. И есть вещи, которые мы не сможем сделать из-за размеров нашего рынка, например, автопром. Здесь нам нужен рынок в несколько миллионов машин в год. Иначе эти машины будут золотыми или никакими.
А выйти на внешние рынки нельзя - они закрыты, законопачены, там «красный океан». Остается надеяться на китайских товарищей.
- А что еще новая реальность изменила, на ваш взгляд?
- Большое количество людей получило шанс показать, чего они стоят, народ начал «рвать постромки». И те, кто не заинтересованы в благополучии экономики родной страны, они тоже обозначились.
В регионы пришли молодые команды с амбициями, подготовленные, у них перед глазами есть образцы в виде Московской области, Татарстана и пр. Мы можем сколько угодно произносить лозунги, а можем просто приехать и посмотреть, например, на Альметьевск.
- Как думаете, какими сегодня качествами должен обладать собственник компании и какие знания должен получать?
- У меня одновременно и реалистический, и оптимистический взгляд на жизнь. В мире творилось, творится и будет твориться что-то, что может вывести бизнес из равновесия.
Поэтому принципиальный фактор, инструмент номер один - это личность. Личность собственника, который должен непрерывно развивать свой багаж знаний - как бизнес-компетенции и бизнес-эрудицию, так и в целом эрудицию.
И еще один момент, который является следствием сильных сторон собственников: они, как правило, имеют развитую деловую сеть, как из клиентов, поставщиков и т.д., так и людей из совершенно других сфер. Это колоссальный капитал, который позволяет собственнику видеть трехмерную картинку мира.
Кроме того, сейчас выходит на арену и стучится в двери даже небольших компаний такой фактор не первой свежести как цифровые навыки и все то, что связано с возможностями нейросетей, искусственного интеллекта и пр. Мы на «Базовых стратегиях» 1 декабря в Ульяновске сделаем соответствующий разбор.
- Сергей Иванович, что посоветуете нам, капитанам бизнеса?
- Главное, чтобы у вас ни в коем случае не происходила стагнация, окостенение личности, чтобы был неуемный аппетит, любопытство, развитие креативности у вас и вашей команды. Это выводит на потрясающий эффект.
А команда растет только в бою.