Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Сложный начальник: как быть?

Представим, что у нас есть работа мечты: интересные задачи, достойная зарплата, комфортный график и бонусы от начальства. Компания развивается, и мы растем вместе с ней. Казалось бы, что может пойти не так? Но тут появляется он. Человек, с которым нам тяжело, который постоянно нами недоволен, причем, вполне возможно, без каких-либо причин. Он повышает на нас голос или просто молча смотрит таким взглядом, что сразу становится понятно: в этом мире нам рядом с ним не место. Что же делать?

Фото: freepik.com

Евгений Морозов

Senior Engineering Manager, Align Technology

Как правило, появляется сразу несколько классических идей. Мы можем попытаться привыкнуть и понять, как с новым начальником жить. Или дать ему бой, показать, кто тут на самом деле главный. Ну и самый лакомый вариант, который особенно любят в IT-среде, – поменять работу.

Я довольно давно работаю на менеджерских позициях в IT и за это время сталкивался с разными руководителями, от которых испытывал всю гамму эмоций. Пришлось искать информацию, проходить курсы и наблюдать за тем, как с этим справляются коллеги, чтобы прийти к нескольким важным выводам.

Итак, трудный начальник. Оставлять все как есть – не вариант, мы же люди проактивные. Как же можно поступить?

Просто пожаловаться

Естественно, нам хочется с кем-то делиться, выговариваться – это просто естественная социальная потребность. И, безусловно, она облегчает наши переживания. Но что приходит затем?

- Пока мы жалуемся, ситуация не решается. Этот человек продолжит нервировать нас и дальше.

- Если мы жалуемся периодически, то душу изливаем, наверно, не одному человеку. Наши собеседники рассказывают об этом дальше. И постепенно о проблемах узнает и департамент, и вся компания. В глазах многих мы становимся обиженными людьми, у которых что-то не получилось. Это портит нам репутацию. Кого выбирают к повышению: человека, у которого что-то идет не так, или того, чьи проекты развиваются, а результаты растут? Обобщая, можно сказать, что жалобы несут такой месседж: серьезные и сложные задачи нам лучше не доверять.

Переключиться с работы на что-то иное

Зачем переживать из-за релизов и годовых оценок, когда есть такие замечательные вещи, как, например, семья, хобби, огород? И на какое-то время это действительно решит проблему. Ведь если нас больше волнует противостояние Спартака и Локомотива или прогресс роста салата, то мы не будем так сильно переживать из-за неудач на работе. Но, как всегда, есть и отрицательные последствия.

- Мы переключаемся не потому, что приняли осознанное решение, а просто из-за невозможности работать как раньше. И можно сколько угодно говорить себе, что это не наша вина, что нас вытеснили из рабочих процессов, однако в глубине души мы будем понимать, что сдались. И с этой мыслью продолжать карьеру достаточно тяжело.

- Когда-то у нас были цели и амбиции. Переключаясь с работы на что-то другое, мы от них отказываемся.

- Эффективность снижается. Если раньше работа была в приоритете, то сейчас она уходит на задний план. Мы меньше вкладываемся, результат ухудшается. В какой-то момент это отразится и на финансовом благосостоянии, и на других сферах жизни.

Есть всего два типа людей, которые переключаются с работы на другие занятия. Первые сделали этот выбор сами. Как правило, у них выше жизненный тонус, они больше радуются и неплохо работают на своем уровне. А есть вторые, которые в какой-то момент не справились с нагрузкой и решили, мол, да и бог с ним. Эти люди часто расстроены и неудовлетворены, у них меньше энергии, да и сотрудничать с ними не хочется. Поэтому я считаю, что если мы отодвигаем работу, это должно быть нашим собственным выбором.

Вступить в борьбу

Как ужиться с этим человеком, нам неизвестно. Ничего не работает. Но мы же не лыком шиты. У нас есть способности, достижения, да и кто знает, чья позиция в компании окажется более прочной.

Признаюсь, сам люблю состояние борьбы. Вместо тревожных переживаний появляется агрессия – и она становится источником своеобразной энергии. Дать кому-то бой приятнее, чем молча страдать. Кроме того, ведь перед нами встает сильная цель – тяжелый противник. Но что приходит взамен?

- Мы не очень усердно выполняем поручения нашего «оппонента» или откровенно вставляем ему палки в колеса. Пассивная агрессия становится нашим постоянным спутником. Но, мешая нашему нелюбимому начальнику решать свои задачи, мы мешаем достигать целей уже его руководителю – и так сопротивляемся курсу всей компании.

- Мы перестаем быть людьми, с которыми хочется двигаться вперед. Нас не поощряют за хорошую работу. Скорее всего, руководство перестанет идти нам навстречу.

- Изначальное недовольство только увеличится. Возможно, раньше его и не было вовсе. Зато теперь у руководителя точно есть причина, по которой нас можно не любить.

Я люблю бороться, и такое состояние может быть приятным. Однако чаще всего это приводит не туда, куда хотелось бы.

Уволиться

На самом деле, это первое, что обычно приходит в голову. Нет работы – нет проблемы. К счастью, в IT-мире найти себе теплое местечко в другой компании не так уж и сложно. Руководителя больше будет (по крайней мере, того самого), и, как говорится, Добби свободен. Однако есть и подводные камни:

- Когда мы меняем работу, весь предыдущий прогресс обнуляется. Мы не выпускаем релиз, который давно планировали, оставляем перспективные задачи, теряем свою репутацию. Может быть, у нас была какая-то важная карьерная цель на этом месте – и мы уходим, так и не достигнув ее. А на новой работе придется заново изучать стек, разбираться в процессах и налаживать связи.

- Мы не учимся строить сложные отношения. Перейдя на новое место или сменив позицию в своей компании, мы можем столкнуться – и неизбежно столкнемся – с трудными задачами и аналогичными конфликтными коллегами. Поэтому необходимо учиться выстраивать отношения с тяжелыми людьми сразу.

- Мы забираем свои проблемы с собой. Возможно, нами были недовольны не без причины. Мы писали не тот код, не так планировали, ставили не те задачи. И на новом месте произойдет то же самое! Получается, мы изначально делали не то, что было нужно, поэтому ситуация будет повторяться из раза в раз, куда бы мы ни пошли.

Сменить работу только для того, чтобы уйти от начальства – это плохая идея, если только на это нет других объективных причин. Например, если наша стрессоустойчивость не выдерживает и здоровье вот-вот пошатнется.

Весомой причиной увольнения будет наличие перспектив или существенных преимуществ в другом месте. Главное: увольнение не должно быть бегством.

Итак, перечисленные варианты не работают.

На самом деле, необходимо просто принять ситуацию. Сказать себе:

«Я остаюсь. У меня есть проблема, но я ее решаю».

Как можно себе помочь?

1. Снизить негатив. Какими бы сильными мы ни были, если рядом находится такой токсичный человек, мы не будем счастливы даже на любимой работе.

Следует подумать и понять, а сколько нам вообще необходимо быть вместе с этим замечательным человеком? Если наш мозг не видит границ времени и ему кажется, что мы будем работать в таком режиме вечность, – это ужасно. Один год, два, три – это большой срок, но смириться с этим уже легче. Да и кроме того, IT-мир довольно динамичный, поэтому любая перестановка с высокой долей вероятности может все поменять.

2. Часто мы воспринимаем начальника по-особому, как самого главного человека, от которого зависит буквально наша жизнь. Но если смотреть на него как на стейкхолдера, которому максимально важен лишь наш успех, то становится гораздо легче. Наша задача – сделать этого человека счастливым и довольным, и нам не нужно переживать о его оценке. Ведь мы удовлетворяем его коммерческие интересы.

3. Важный пункт, который кому-то может показаться даже смешным. Это такая мантра. Я повторял ее себе и своим подчиненным, которые тоже страдали от моего начальника:

Тяжелые времена делают нас сильнее, а сложный начальник является триггером нашего роста.

Многие делают большие прыжки именно после опыта со тяжелым руководителем. Поэтому пусть нам станет проще от осознания этих слов.

Итак, мы снизили негатив, но этот токсичный человек все еще здесь и проблема никуда не делась. Допустим на секундочку, что у него действительно есть проблемы во взаимоотношении с людьми. Однако коммуникации – это очень важный навык для менеджера. И, если он смог подняться так высоко, не обладая этой способностью, значит в чем-то другом он очень силен. Скорее всего, именно в том, в чем мы слабее. И именно это – отличный повод присмотреться к нему, сравнить с собой и постараться перенять те достоинства, которых у вас еще нет.

Стоит тщательно проанализировать всю эту ситуацию, провести объективную рефлексию. Да, требования нашего руководителя могут быть абсурдны. Может им на самом деле тяжело соответствовать – но это, тем не менее, реально. Если мы сможем сделать это и пройти через такое карьерное испытание, как это скажется на нашей стойкости? Подобные трудности станут благодатной почвой для роста, если тратить свое время и силы на размышление не о том, какую оценку нам поставят и какую премию выплатят, а о том, какой вклад решенная задача внесет в наш профессиональный прогресс.

Все эти пункты были собраны мной из разных источников и проверены на собственной практике. Лишь успокоившись, сделав глубокий вдох и решившись на длительную работу по наращиванию собственных скиллов, можно работать максимально результативно. Очень часто люди, имеющие такой опыт, даже обходят своих руководителей. И тогда уже вы можете стать для кого-то сложным начальником. И в этом случае я желаю, чтобы ваши подчиненные извлекли из этого максимальную пользу, как когда-то это сделали вы сами.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: