Негативные установки в команде
Фото: freepik.com
Эффективная единица труда
Никита Куракин, серийный предприниматель, основатель компании «АнтиНорма»:
- Созданием команд и организацией работы с сотрудниками я занимаюсь более 10 лет. И, основываясь на своем опыте, могу сказать, что на успешную производительность и эффективность подчиненного влияют не только его профессиональные качества, но и психологическое состояние. В первую очередь, это, конечно же, здоровая самооценка. Сотруднику необходимо адекватно воспринимать себя, чтобы не обесценивать свои достижения и профессиональные навыки, а присваивать их себе. Если с самооценкой и психологическим состояния у человека все стабильно, он будет эффективен в рабочих процессах: сможет брать на себя ответственность за важные задачи, результативно выполнять поставленный план, а также проявлять инициативу, что положительно скажется на общей стратегии компании.
Если же у человека в голове много негативных установок, его эффективность как профессионала будет гораздо ниже. Например, сотрудник считает, что «в этом мире никому нельзя доверять, все люди предают». В таком случае он не будет слаженно и качественно работать в команде, где для достижения большой общей цели необходима синергия. Команда должна функционировать как единый организм, а для этого ее членам нужно друг другу доверять и помогать.
Я всегда мониторю не только производительность сотрудников, но и их эмоциональное состояние на работе. Если вижу, что у человека резкие перепады настроения, эмоциональные реакции, не свойственные ему ранее (например, агрессия), снижение концентрации, частые физические недомогания, – это маркер, что у него в жизни какие-то проблемы. В таком случае я приглашаю сотрудника на честный разговор, чтобы понять, в чем дело, и помочь ему. Если у человека оказывается трудная жизненная ситуация, могу предложить ему отпуск и время на решение своих задач. Или снизить нагрузку.
Если же трудной жизненной ситуации нет, а у человека просто негативные установки по поводу себя и окружающих, в процессе разговора нужно попытаться понять природу этого чувства. Если в данной области мы некомпетентны или не можем помочь другими доступными способами, стоит порекомендовать сотруднику обратиться к психологу и даже оказать содействие.
Всем собственникам бизнеса следует формировать в своей компании открытую дружескую среду, где сотрудники будут понимать, что руководитель всегда может помочь им словом и делом. Регулярно оценивайте рабочую обстановку, предоставляйте доступ к психологическим консультациям и обучайте менеджеров распознавать признаки стресса и реагировать на них.
Сигналы опасности
Ирина Потапова, сертифицированный коуч ICF, член союза PR России, психолог, руководитель медицинского центра оптометрии:
- Негативные установки в команде могут оказывать значительное влияние на эффективность работы и достижение целей. Когда сотрудники испытывают плохое настроение и отрицательные эмоции, это может замедлять бизнес-процессы и создавать неуверенность в коллективе. Руководителю важно уметь выявлять это и принимать меры для нейтрализации таких явлений.
Одним из основных инструментов для обнаружения негативных установок в команде является открытый диалог с сотрудниками. Регулярные разговоры и обратная связь действительно помогут понять, что происходит головах сотрудников, и вовремя заметить, если у кого-то возникают проблемы или токсичные эмоции. При этом важно создать атмосферу доверия и убедить сотрудников, что их мнение и душевное благополучие имеют значение.
Существует также ряд признаков, «красных флагов», которые могут указывать на наличие негативных установок у сотрудника. Некоторые из них могут быть очевидными, такие как частая нервозность, раздражительность или недовольство. Однако есть и менее прозрачные признаки, которые могут свидетельствовать о наступлении у сотрудника эмоционального кризиса. Например, снижение производительности, ухудшение качества работы или повышенное количество ошибок. Внимательное наблюдение за трудом и поведением сотрудников поможет руководителю заметить такие факторы и своевременно среагировать на них.
Когда негативные установки идентифицированы, важно проявить здравый смысл, гибкость и тактичность. Первое, что нужно сделать – это снять эмоциональное напряжение и успокоить сотрудника. Руководитель может выразить понимание и сочувствие, показать готовность выслушать и помочь. Важно не пренебрегать проблемой и не игнорировать негатив, но также и не позволить этой отрицательной энергии поглотить всю мотивацию команды. Для этого руководителю следует предложить конструктивные решения и альтернативные подходы к проблеме, дать пространство для высказывания эмоций и их обработки.
Когда речь идет о помощи как сотруднику, так и самому себе, важно обратить внимание на самоуправление и личностный рост. Медитация, йога, коуч-сессии, психологические консультации или тренинги могут быть полезными инструментами для развития навыков эмоциональной регуляции и управления стрессом. Важно помнить, что забота о собственном физическом и эмоциональном благополучии поможет быть более эффективным руководителем для команды.
Наконец, важно понимать, что ситуации, связанные с появлением негативных установок в рабочей среде, лучше предупреждать заранее. Руководитель может проводить тренинги или семинары по коммуникационным навыкам, конфликтологии и управлению эмоциями в команде. Это однозначно поможет создать благоприятную рабочую среду и поддержать сотрудников. Также стоит снять барьеры и открыто обсудить все возможные проблемы и конфликты, чтобы предотвратить их распространение.
Борьба не с последствиями, а с источником
Елизавета Лаврова, генеральный директор ООО «Трипитака»:
- Негатив в команде может быть индивидуальным: сотрудник «выпадает» из процесса из-за личных проблем; а может распространяться на весь коллектив, если все недовольны графиком работы, зарплатой или каким-то конкретным человеком. В любом случае руководитель должен сделать все возможное, чтобы устранить негатив и вновь наладить рабочий процесс.
Когда у сотрудника наступает кризис, он перестает выполнять в срок задачи или вовсе их игнорирует – эффективность его работы падает. При этом командная работа остается общим делом, ведь от действий и настроений одного сотрудника зависит совместный успех. И если в коллективе начинается дисбаланс, это может вызвать коллапс в реализации того или иного проекта.
Отрицательный настрой выявляется, в первую очередь, с помощью опросов и анкет, в беседах с сотрудниками, как с ключевыми, так и с рядовыми, а также – с неформальными лидерами коллектива.
Работник может молчать о своем кризисе, но есть ряд признаков, в том числе косвенных. Например, он отказывается брать новые задачи, начинает чаще отпрашиваться и выходить на больничные. Я также всегда обращаю внимание также на такие неочевидные признаки, как фразы, брошенные на собраниях или в столовой, выражения лиц – без улыбок, усталые, расстроенные.
Если такие признаки проявились, лучше всего сразу выяснить причину негативного настроя. Возможно, сотрудники не могут решить какую-то задачу, страдают от разорванной коммуникации, или в компании идет дублирование процессов. Может быть, у одного из работников личные проблемы, и он распространяет негатив на всех.
Поняв причину, я формирую план действий. Целесообразно провести круглый стол, дать каждому высказать все, что накипело. Не исключено, что будет много негатива, зато люди смогут выпустить пар.
Бывает, что весь коллектив «дружит против» одного сотрудника, и тогда относительного него приходится принимать решение. В моей практике были случаи, когда приходилось увольнять людей, создававших негативное поле. Я не воспитатель, и переделать их не могла – а они, тем временем, отрицательно воздействовали на всю команду.
Важно выделять в коллективе неформальных лидеров: это те люди, которые очень беспокоятся о том, чтобы всем было хорошо, дают советы, говорят, как и что делать. Я стараюсь «отлавливать» их и делать лидерами «официальными». Таким образом человек реализует свою потребность в лидерстве, а в коллективе наступает баланс.
Если кризис сотрудника – это из области личного, то я стараюсь помочь, проявить эмпатию. Решение проблем сотрудника – это решение проблем компании в целом.
Если же кризис связан с работой, например, это выгорание, то можно либо переместить сотрудника на другой участок работы, либо поставить к нему в напарники активного, заинтересованного в решении задачи коллегу - скорее всего, он «заразит» работника своим энтузиазмом.