Фасилитация: как наладить коммуникацию внутри команды
Фото: freepik
Термин «фасилитация» был введен американским психологом Робертом Зайонцем в 1965 году. Он провел эксперимент, который показал, что насекомые проходят лабиринт быстрее, когда работают в паре и находятся под наблюдением. Аналогичные результаты были обнаружены и в отношении людей, что привело его к мысли о том, что обстоятельства влияют на результативность работы. Концепция стала известной как теория социальной фасилитации. Впоследствии эту идею подхватил американский психолог Карл Роджерс, применивший эту теорию в образовании. Он рассматривал учителя не только как поставщика знаний, но и как личность, создающую доверительные отношения с учениками для помощи в учебном процессе.
Сейчас методы фасилитации используют на рабочих совещаниях, для проведения сессий брейншторминга, семинаров и в других ситуациях, требующих активного группового обсуждения.
Никита Панаско, основатель маркетингового агентства VKUSNO:
- Фасилитация - это не просто управление, а создание условий для эффективного взаимодействия и коммуникации внутри команды. Например, при внедрении новой CRM-системы фасилитатор может помочь сотрудникам понять преимущества нововведения, облегчить переход и преодолеть сопротивление изменениям. Он будет проводить встречи, на которых сотрудники смогут высказывать свои опасения и предложения, обеспечивая себе плавный переход к новой системе.
Основной инструмент фасилитатора – это коммуникация. Он должен уметь слушать и анализировать мнения всех членов команды, находить общие точки зрения и предлагать конструктивные решения. Организация совместных мероприятий, таких как корпоративные тренинги или неформальные встречи, поможет укрепить доверие и взаимопонимание между сотрудниками, что, в свою очередь, улучшит общую рабочую атмосферу и продуктивность.
Иван Кулаков, основатель федеральной сети магазинов «Полигон»:
- Руководитель обычно имеет иерархическую власть и управляет выполнением задач, выдвигает цели и контролирует процессы. В то время как фасилитатор стимулирует участие всех участников, сосредотачиваясь на процессе, а не на управлении результатом. Он создает условия для самостоятельного обучения и роста участников, стимулируя обмен опытом и поиск решений внутри группы, сфокусирован на процессе, облегчая групповую деятельность и помогая достигнуть консенсуса, способствует обмену идеями и коллективному поиску решений, стимулируя активное участие каждого участника.
Эффективным инструментом фасилитации, который обеспечивает структурированный подход к проведению дискуссий, является метод фокусированной беседы (ОРИП). ОРИП состоит из четырех этапов: объективного, рефлекторного, интерпретативного и этапа принятия решений.
На этапе объективного анализа участники собирают информацию и факты, задавая вопросы из разряда «Что я знаю о данной ситуации?» или «Какие риски могут возникнуть?».
На рефлекторном этапе участники выражают свои эмоции, ассоциации и личные реакции, отвечая на вопросы «Что я чувствую?» или «Как это влияет на меня?».
На интерпретативном этапе обсуждаются ценности, последствия и смыслы с помощью вопросов «Для чего это мне?» или «Что это мне дает?».
Наконец, на этапе принятия решений формируется решение и определяются дальнейшие шаги. Вопросы для этого шага – «Что дальше?» или «Что нужно делать для реализации?».
Этот метод способствует формированию единого понимания среди участников и помогает эффективно решать поставленные задачи.
Кроме того, существуют и другие методы фасилитации: метод ранжирования, SWOT-анализ, диаграмма Исикавы, Mind-maps, анализ поля сил Курта Левина, Brainstorming, World cafe, модерационные карты и другие, которые также могут быть полезны в различных контекстах.
Татьяна Мирошниченко, директор по развитию бизнеса финансово-промышленной группы «Профит»:
- Зачастую за одну встречу применяется сразу несколько техник. Самые популярные из них на данный момент – множественное голосование, мозговой штурм, карусель, мини-команды и future search.
Множественное голосование. Все участники встречи получают по три-четыре голоса, которые необходимо распределить между вариантами. Варианты, набравшие низкий рейтинг, во внимание не принимают, а те, что с высоким рейтингом, соответственно, обсуждают. После обсуждения начинают голосовать снова, и так до тех пор, пока не выберут один или несколько основных вариантов.
Мозговой штурм. Участники встречи высказывают любые, в том числе самые нелепые и нелогичные мнения. В этой технике главное количество, а не качество. Озвученные идеи не распределяют на подходящие и неподходящие, оставляя это на дальнейшее обсуждение.
Карусель. За определенное – довольно сжатое – время (обычно за одну-три минуты) все участники встречи по очереди высказывают свое мнение по определенному вопросу. Данная техника позволяет вовлечь в дискуссию всех собравшихся. Метод направлен на повышение приверженности общему делу.
Мини-команды. Участников встречи распределяют по группам в соответствии со схожестью предложенных вариантов. В каждой группе происходит активное обсуждение всех имеющихся вариантов, выбираются от одного до трех наиболее оптимальных, которые рассматривают с остальными участниками. После активного обсуждения допустимо проведение голосования.
Future Search. Участники встречи делятся своей точкой зрения на идеальное будущее компании или какого-либо процесса, который еще только предстоит запустить. Далее собравшиеся рассматривают все предложенные идеи и проводят голосование с целью определения пути развития организации или определенного процесса.
Эффективное использование этих техник возможно при условии, что сам фасилитатор обладает высоким уровнем подготовки. Участники обсуждения должны чувствовать, что фасилитатор способен учитывать их настроения и интересы, поэтому очень важную роль здесь играет эмпатия, а также умение слушать и слышать участников дискуссии. Кроме того, нужно уметь управлять временем, задавать вопросы и быть объективным. Не менее важными качествами являются сосредоточенность и концентрация, поскольку фасилитатору необходимо следить за ходом обсуждения и придерживаться заданного вектора.