С чего начать?
Фото: pressfoto, freepik.com
Бизнес начинается с идеи
Евгений Перов, директор по продукту в корпоративном мессенджере Compass:
- Есть десятки способов найти бизнес-идею – от создания принципиально нового рынка до входа в конкурентную отрасль, в которой точно есть спрос.
Если рассматривать вопрос с аналитической точки зрения, есть два совета, которые помогут сделать это быстрее и эффективнее.
1. Ищите небольшие ниши, которые показывают быстрый и стабильный рост и где прослеживается долгосрочный восходящий тренд, но на них еще не обратили внимание крупные игроки. Если вы войдете в такой рынок, ваш бизнес вырастет вместе с ним. При этом восходящий тренд прощает первопроходцам многие ошибки, от продуктовых до маркетинговых.
Такой нишей больше десяти лет назад были маркетплейсы. Они поняли глобальный тренд, вошли в рынок и стали лидерами отрасли, которые пропускают через себя миллиарды заказов.
2. Ищите нишу, которая еще не стала мейнстримом, но эксперты уже считают, что она устарела. И оборачивайте ее в понятный конечному клиенту продукт, который решает его понятные задачи.
Такой отраслью до волны популярности был искусственный интеллект. Гики и энтузиасты еще в 2020 считали ИИ понятным инструментом для ограниченного круга задач обработки данных. Однако позже пришла компания OpenAI и сделала из ИИ популярнейший продукт как для бизнеса, так и для конечного клиента.
Егор Оболенский, руководитель компании Obolea:
- Самый простой способ найти идею для бизнеса – спросить себя, что вы любите и умеете делать. А чтобы ее оценить, нужно в первую очередь понять, насколько она востребована на рынке.
Например, вы любите делать торты и хотите превратить это хобби в бизнес. Сначала вы исследуете рынок в целом, без конкретики: какие торты на нем есть, насколько они популярны, сколько это стоит, как это выглядит? Какие дополнительные услуги предлагают производители тортов (десерты, кейтеринг, доставка)? И, исходя из всего этого, уже решать, заниматься ли тем, что вы выбрали.
Мы в нашей компании также проводили аналитику рынка, смотрели, как он развивается, оценивали, какой у него месячный оборот. И мы увидели две ниши, которые нам подходят – это уходовая косметика и БАДы.
Это два быстрорастущих сегмента, которые легко накладываются на любые реалии – как экономические, так непосредственно и на рыночные. Например, мы можем легко выйти на восточные рынки, такие как Дубай: подобные продукты уже знакомы потребителям и не требуют специального продвижения - людей не нужно к ним «приучать».
Обе эти ниши хорошо развиваются и имеют большие перспективы, при этом, будучи товарами широкого потребления, не требуют больших инвестиций – для их производства не нужно строить огромные заводы.
Оценив все эти факторы, мы и приняли решение о выходе на эти рынки.
Конкурентоспособность – основа выживания
Евгений Перов, директор по продукту в корпоративном мессенджере Compass:
- Самое главное. Спросите себя, верите ли вы в свою бизнес-идею. Даже если по цифрам все круто, но нет интереса, желания этим заниматься, бизнес не достигнет успеха. Вера и желание помогают проходить кризисные моменты, а их отсутствие обанкротило тысячи стартапов.
Совет 1. Посмотрите на другие рынки, которые технологически опережают российский на несколько лет. Если ваша бизнес-идея там уже реализована и успешно работает, это хороший знак.
Совет 2. Посчитайте объем рынка по методу PAM, TAM, SAM, SOM. Так вы поймете потенциальный и реально достижимый объемы рынка.
Совет 3. Поищите похожие продукты в поисковой выдаче и оцените ее объем. Это поможет вам понять, откуда у вас появятся потенциальные клиенты и сколько их будет. Если по вашему ключу всего 10 запросов в месяц, подумайте, где вы еще будете возьмете поток клиентов.
Совет 4. Найдите прямых, косвенных конкурентов и конкурентов в кросс-категории. Проанализируйте их УТП, сильные и слабые стороны, цены и источники трафика. Это поможет вам оценить их экономику и посчитать свою.
Совет 5. Задайте себе два вопроса. Сколько я готов инвестировать денег, времени, сил и умственных ресурсов? Сколько я смогу получить через месяц, полгода, год и 5 лет? Если разница между стартовыми вложениями и результатом вас устраивает, можно пробовать.
Совет 6. Оцените риски, необходимые ресурсы. Составьте бизнес-план и посчитайте юнит-экономику. Обозначьте промежуточные точки, когда вы будете беспристрастно измерять результаты.
Егор Оболенский, руководитель компании Obolea:
- Для первичного анализа конкурентов можно пойти двумя путями: взять статистику из доступных источников в Интернете или же заказать специальное исследование. Яндекс, например, за определенную сумму проводит любой социологический опрос, помогает с исследованием рынка, проверяет тестовые гипотезы и так далее.
Но у начинающих предпринимателей часто нет на это средств, поэтому я бы посоветовал им следующее: в первую очередь определите лидеров в вашем сегменте. Мы, например, использовали для этого e-commerce площадки, такие как Ozon и Wildberries. У этих площадок есть своя специфика, но для изучения отрасли товаров общего потребления этих ресурсов вполне достаточно.
Самое главное, что нужно оценить: ассортимент прямых конкурентов и динамику их продаж, рейтинги и отзывы у товаров вашего сегмента, цены и новинки. Посмотрите, какие стратегии используют конкуренты (какие предлагают бонусы, как оформляют карточки). И, наконец, проанализируйте популярные поисковые запросы на платформах.
А еще для отслеживания популярных запросов незаменим сервис Яндекс Вордстат. Он выдает число запросов за определенный период, в определенном регионе, показывает похожие запросы, и из всего этого можно сделать вывод о спросе.
А кому продавать?
Евгений Перов, директор по продукту в корпоративном мессенджере Compass:
- Если вы входите на уже занятый другими брендами рынок, то ваша аудитория – это клиенты конкурентов или look-alike аудитория.
Определить целевую можно методом тестирования гипотез. Вы сделали продукт, обозначили его УТП, запустили маркетинг и начали продавать продукт разным аудиториям. Тот сегмент аудитории, который дал больше заявок – и есть ваш приоритетный сегмент, на который стоит масштабироваться.
Чтобы определить вашу целевую аудиторию рекомендуем метод 5W (Метод Шеррингтона). Понимать конкретный сегмент и лучше ему продавать поможет фреймворк JTBD.
Егор Оболенский, руководитель компании Obolea:
- После изучения статистики из открытых источников нужно самим подумать, на какую именно аудиторию вы хотели бы работать. Если, как в предыдущем примере, вы решили печь торты, то вы выбираете какую-то одну ЦА. Допустим, это торты для детей – значит, вашей ЦА будут женщины в возрасте от 25 до 45. В случае уходовой косметики ЦА также в основном женщины, но деление по возрасту более сложное: от 15 до 24, от 25 до 50, старше 50.
В любом случае вы должны понимать, что будете разрабатывать свою продукцию так, чтобы она была нацелена именно на конкретные сегменты целевой аудитории.