Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Российский бизнес готов к цифре только наполовину – опрос

Пандемия ускорила цифровизацию российского бизнеса, однако пока остаются серьезные барьеры для этого процесса. Об этом говорят итоги исследования банка «Открытие» и Московской школы управления «Сколково», основанного на опросе 598 руководителей предприятий в восьми регионах страны.

По данным исследования, за последние полгода индекс цифровизации малого и среднего бизнеса в России вырос с 45 до 50 по шкале от 0 до 100. Это значит, что компании стали чаще использовать цифровые технологии и интернет-инструменты в работе.

Так, больше компаний завели собственные сайты (75% в 2020 году против 54% в 2019 году). Выросла доля предпринимателей, считающих, что цифровизация повышает удобство ведения бизнеса (с 34% до 57%), увеличивает скорость работы (с 33% до 53%) и улучшает клиентский сервис (с 15% до 22%).

Эксперты связывают эти изменения с пандемией коронавируса: самоизоляция стимулировала предпринимателей перейти на удаленный формат работы и оперативно развивать каналы и сервисы для построения бизнеса в режиме онлайн.


Ярослав Слободской-Плюснин
руководитель направления по оценке и развитию Московской школы управления «Сколково»

«По сравнению с данными 2019 года сегодня наблюдется более активное использование технологий искусственного интеллекта, интернета вещей и 3D-печати. С одной стороны, это обусловлено развитием цифровой грамотности и технологической подкованности предпринимателей, с другой – ростом доступности самих технологий.

Естественен и рост использования облачных решений. Данных все время становится больше, и они требуют новых подходов к хранению и обработке. Думаю, мы будем наблюдать рост в этом аспекте ежегодно. Важно, чтобы от простого накопления данных МСБ переходил к аналитике для формирования продуктов и услуг, оптимизации бизнес-процессов, более таргетированной и персонализированной работе с клиентами. Сегодня данные позволяют заметно улучшить качество решения всех этих задач».

При этом, как показало исследование, российские компании по-прежнему уделяют недостаточное внимание информационной безопасности. Растет интерес к специализированным средствам защиты, но их использование все еще не очень распространено: доля имеющих центр мониторинга сетевых атак увеличилась с 1% до 7%, имеющих специализированные программы для защиты бизнеса – с 9% до 14%. Доля тех, кто не использует никаких инструментов, упала с 23% до 17%.

По мнению предпринимателей, основные барьеры цифровизации бизнеса – нехватка средств, бюджетные ограничения, незаинтересованность в цифровизации руководителей компаний, низкий уровень их знаний и навыков в цифровой среде.


Надия Черкасова
заместитель президента-председателя правления банка «Открытие»

«Безусловно, для развития цифровой культуры в бизнес-процессы компаний необходимо время и поэтому, несмотря на рост индекса цифровизации бизнеса, значение в 50 пунктов говорит о том, что бизнес готов к цифре только наполовину. При этом высокий уровень цифровизации имеют всего 11% компаний».

Самое интересное – в нашем Telegram-канале.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: