Чему учить детей, чему учиться самому?
фото: pexels.com
Обучение и образование – не синонимы
У процесса обучения – более ста определений. Есть отдельные науки, которые изучают, что такое обучение, как оно образовалось и т.д. Когда мы говорим про этот процесс, то понимаем это как взаимодействие субъектов, организованное общение между теми, кто обладает опытом, и теми, кто его приобретает, усваивает.
Есть субъект, который учит, и есть тот, кто это обучение воспринимает. Очень часто, когда говорим про обучение, мы думаем про повышение квалификации, про вещи, связанные с выходом на новый социальный уровень, возможностью зарабатывать больше, освоение каких-то навыков и т.д.
Но нужно понимать, что обучение и образование – это не синонимы.
Образование – это широкая рамка, более серьезный контекст, обучение является всего лишь частью его. Если вы задаете вопрос, чему учить детей, то возникает мысль о прикладных знаниях. Но когда они ложатся на необразованного человека, то могут ни к чему не привести. Иными словами, помимо обучения важным является вопрос образования, а не закачка знаний и освоение навыков.
Образование – это гораздо шире, больше связано с культурой. Каким образом мы едим, как здороваемся и т.д., – это и есть часть образовательного процесса. Соответственно, обучение как таковое – это освоение навыков.
Ценности и тестостерон
Фундаментальный вопрос, который нужно задавать себе и ребенку: что будет ценным, важным для человека – исходя из его личных предпосылок или же семейных, навязанных близкими?
Какая среда его окружает в семье, в школе, какую культуру он потребляет, какие у него амбиции? После того, как вы подвергнете сомнениям сначала себя, выясните, какие у вас ценности, во что вы верите, что вами на самом деле движет, можно выбирать обучающую траекторию.
То же самое касается детей. Сначала надо проанализировать, что им нравится, а дальше уже действовать. К слову, мультики – тоже немаловажная образовательная среда для юных граждан.
Известно, что тестостерон – это биологический маркер креативного мышления. Если его много у человека, значит, он любит экстрим, острые ощущения, открытия. Максимизация тестостерона у людей – в 15-25 лет. Нобелевские лауреаты использовали свой творческий потенциал для открытий как раз до 25 лет, а саму премию получали лет 20-30 спустя.
Гендерное распределение
Если говорить про гендерное распределение, то женщина биологически, исторически менее склона к риску. И, как следствие, среды, в которых доминирует слабый пол (менеджеры, юриспруденция, бухгалтерия и т.д.), не развиваются стремительно, не имеют большого потенциала к скачку. Это стабильно развивающиеся, устоявшие ресурсы.
Источником же креативного мышления и прорыва являются маргинальные мужские среды и среды, которые расширяют общественные горизонты.
Ориентация на тренды, а не на телевизор и школу
Человек чаще всего поступает эмоционально и своей глубинной мотивацией строит внутренние ощущения, что есть хорошо или плохо. Существует много тестов, которые определяют, что человеку нужно, что для него важнее – стабильность, мечта, или он хочет чего-то добиваться, соревноваться с кем-то.
Это подскажет, кто вы – инноватор, мечтатель… Разобравшись в этом, можно будет ответить на вопрос, кем вы хотите быть. Только после этого вы сможете не мучать себя ложными ожиданиями, а понять, куда можете двигаться.
Дальше возникает вопрос про правильность выбора и на чем он основан, стоит ли в себе воспитывать и развивать то, что еще не было развито. Понаблюдайте за своим ребенком, зафиксируйте, что он делает, что ему интересно, сделайте глубинное интервью, пройдите тест.
Мы находимся в контексте мировой повестки. Можно не слушать, что говорится по телевизору, в школах или где-то еще. Нужно опираться на тренды, которые обозначают международные организации. Так вероятность совершения ошибки намного меньше.
Стоит обратить внимание и на массовую культуру. Посмотрите «Первому игроку приготовиться», фильмы Marvel, и вы увидите, что происходит в мире будущего. По сути, именно это создает мировые тренды, это будет гораздо эффективным инструментом, чем чтение прогнозов. Потому что по факту через массовую культуру программируются те образы и проекты, которые будут в дальнейшем.
Неправильно – это профориентация, окружение, телевидение, медиа, образовательные порталы, они зачастую ничего не знают. Там мало полезной информации.
Человек нужен человек
Все разговоры про то, что в век технологий человек будет не нужен, про то, что он лишний, что он всего лишь нужен для устройства искусственного интеллекта, – это ложь.
Технологии фундаментально упрощают человеку жизнь, но он и в XXI веке не становится более роботизированным, он становится более человечным. Например, если вчера, чтобы рисовать, нужны было знать три программы, долго загружать диски, то теперь все просто, быстро и удобно. Вскоре программирование станет устаревающей профессией: логические операции уже можно делать на русском языке.
Главное – вкус, а не инструмент, главное – знание, а не понимание. Это принципиально, производить будут машины, а создавать и творить будет человек. И свои навыки нужно развивать.
XXI век – век человека
Молодежи сейчас не надо тратить знания на прикладные навыки, потому что они устареют быстрее, чем их получает человек. А получать важно фундаментальные знания искусства, поэзии, умение мыслить… Это и решается классическим образованием. Потом ребенок на эту базу сможет наложить любой навык.
Если, например, после девятого класса уйти в ПТУ, отучиться на программиста, то это хорошо, т.к. в ближайшей перспективе человек будет зарабатывать деньги – и больше, чем ровесники, но не больше тех, кто получит образование в IT-вузах.
Если человек получил образование в сфере дизайна интерьеров в классическом учебном заведении, он сможет стать отличным специалистом, и вкусы у него будут довольно интересные. Более интересные, чем у того, кто получит образование сразу после девятого класса, это бессмысленно.
Навыки – всегда базовые, например коммуникация, творчество, и каждый человек развивает те, что подходят именно ему. Важно осознавать, что XXI век – это век человека.
Онлайн-школа – это не образование
Онлайн-школа – это скорее про навыки, а не про образовательную среду. Онлайн не решает задачи среды, нужно общаться вживую. Для образования нужно создать среду, чтобы физически считывать нейрон с преподавателя, одноклассника. Вот это образование, а цифровая среда – это другое. Она больше подходит для получения навыков для взрослых, а дети в онлайн-школе – это «выкидывание» из образовательного процесса.
…Перед тем, как отдавать ребенка учиться на то или иное направление, сначала нужно за ним понаблюдать. Например, если он увлекается TikTok, то можно попробовать познакомить его с тиктокерами, чтобы он поговорил со своими кумирами.
На самом деле ребенок знает лучше, что ему нужно, родители ничего не могут ему предложить. Да и общество всегда отстает от реальности лет на 10, все наши институты тоже устарели.
Читайте также: