€ 106,89
$ 98,06
¥ 13,75
Бизнес-образование. Новая реальность.
Фото: freepik
- Диана Гладких, методолог крупных онлайн-школ и миллионных проектов;
- Сергей Лукашкин, эксперт по цифровой трансформации, реинжинирингу бизнес-процессов и стандартов обслуживания.
Как, на ваш взгляд, изменился рынок бизнес-образования в России? Что изменилось у вас?
Диана Гладких:
- Первое, что хочется отметить, это то, что в целом рынок бизнес-образования развивался, но был нацелен на практические навыки, на развитие конкретных компетенций и лидерских качеств. И бизнес-образование до недавнего момента было либо корпоративным, либо представляло небольшие курсы, которые давали прокачку конкретного навыка.
Сейчас к бизнес-образованию более повышенное внимание, поскольку изменился не только сам рынок, но и поведение клиентов-учеников, изменился также и сам подход к выбору профессии. Сейчас с рынка труда стремительно уходят старые профессии и появляются новые. Закрываются привычные для человека истории и направления, в которых он еще несколько лет назад мог успешно зарабатывать. И для того, чтобы сейчас быстро перестроиться, фундаментальное образование такой возможности не предоставляет, потому что не успевает оперативно адаптироваться и предложить новые программы обучения.
Бизнес же сам по себе очень гибок, поэтому он стал обучать себя самостоятельно. Понял, что, не имея возможности найти кадры под новые задачи, необходимо обучать людей самому. Например, ресторанный бизнес, который мог спокойно обучать сотрудников внутри компании, вышел на новый уровень и стал обучать широкую аудиторию, в процессе тестирования оставляя себе самые перспективные кадры.
Бизнес-образование сейчас конкретно нацелено на получение профессии в новых направлениях, которые связаны с трендами. Например, кибербезопасность или IT-профессии с технологиями, с новыми открывающимися логистическими цепочками, то, что сформировано запросами экономики.
Сергей Лукашкин:
- С 2020 года произошло серьезное развитие онлайн-образования, а до 2025 года, уверен, оно качественно изменится: возрастет доля курсов, связанных с развитием конкретных навыков и компетенций. Конкурентным преимуществом в сфере бизнес-образования станут его доступность и возможность дальнейшего трудоустройства. Это значит, что крупнейшие технологические и промышленные компании будут создавать свои курсы, а возможно и образовательные платформы, чтобы закрыть свои потребность в квалифицированных кадрах. Несмотря на то, что в 2022 году компании временно сокращают расходы на образование сотрудников, сейчас наблюдается высокий спрос на обучение специалистов IT-сегмента, в особенности по направлениям “программирование” и ”аналитика”.
Как меняется портрет клиента, его запросы?
Диана Гладких:
- Конечно, клиент поменялся. Потому что тот, кто сейчас покупает бизнес-курсы, не просто добирает знания, чтобы стать лучше и сильнее профессионально. Люди получают бизнес-образование, чтобы получить конкретный навык, который можно будет сразу монетизировать. Люди не хотят платить за то, что возможно в перспективе принесет деньги. Люди хотят обучаться тому, что даст возможность заработка прямо в процессе обучения.
Сейчас очень большой спрос на курсы, которые демонстрируют, как заработать на этом инструменте. Среди он-лайн школ к методологам и продуктологам поставлена задача, каким образом сформировать навык продаж и как показать инструмент зарабатывания денег.
Если раньше аудитория покупала курсы впрок и была готова ждать запуск обучения за полгода, то сейчас люди очень точно выбирают сам продукт, смотрят, насколько можно быстро туда встроиться. Внимательно изучают, насколько курс интегрируется в их жизнь и как получится совмещать работу и обучение, потому что многие уже «переели» облачных курсов и их хранения в облаке, которые лежат, а времени воспользоваться ими.
Бизнес-образование - здесь все же две составляющие: бизнес - это профессия и образование - получение навыков и компетенций, опыта. Образовательная часть как никогда сейчас важна. Люди сейчас тщательно изучают спикера, смотрят на его опыт и практику и его кейсы, и насколько практически будет ориентирован его продукт.
Люди сейчас в своих потребностях (если рассматривать Пирамиду Маслоу) спустились на базовый уровень - удовлетворения запроса своей безопасности, в том числе и финансовой. Поэтому продать сейчас систематизацию бизнеса намного сложнее, чем продать тему "Как стабилизировать доход и выйти на обороты в 300 тысяч в месяц". В этом сейчас разница аудитории.
Публика стала более внимательной и избирательной: теория никого не привлекает. Если нет четких инструкций и навыков для монетизации, то курсы продаются сложно. Было много курсов по хобби - теперь этот рынок просел на 50-70 процентов в некоторых направлениях. Но есть надежда, что он вновь станет расти, потому что людям кроме работы нужно заниматься и своими увлечениями. Сейчас для многих - это заработок, профессия, прокачка себя, востребованность. Все что связано с профнаправлениями - очень популярно и интересно.
Также очень популярны сейчас направления, связанные со своим здоровьем и своим состоянием. Чтобы прокачивать свои ресурсы.
И люди хотят понять, как можно больше заработать.
В моей практике был психолог с большим опытом, которая хотела сделать курсы по повышению квалификации для дипломированных психологов. Но когда она стала изучать аудиторию и ее запросы, то поняла, что людей интересуют не дополнительные инструменты и понимание, как нужно лучше работать, а интересовал конкретный инструмент продаж и монетизации их услуг. И мы создали продукт, который был замешан на компетенциях психологов, а с другой стороны мы учили инструменты продаж. Стоит отметить, что навык продаж сейчас интегрируется в процесс обучения. Если ты не научился монетизировать свою экспертность, востребован ты не будешь.
Сергей Лукашкин:
- Студенты хотят быстрее получать новые знания и навыки. Старые форматы не всегда так эффективны в онлайне. Из-за высокой конкуренции в сфере бизнес-образования приходится постоянно совершенствовать программы, делать их практико-ориентированными, вводить новые интерактивные форматы обучения, особенно это касается отработки конкретных навыков. Сюда же относится геймификация - использование VR, игровых платформ - тренд, который уже не первый год востребован в сфере образования. Также важно учитывать, что в сфере образования накапливается большой объем данных и, как следствие, начинается использование цифрового профиля, который обеспечивает более персонализированный подход, основанный на параметрах конкретной специальности, навыков и знаний.