€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Клиенты есть всегда: как продавать много, когда никто не покупает
Фото: Константин Салмин
Дефицит лидов
Нужно понимать, что лид – это лишь потенциальный клиент, а не тот, который у нас уже что-то покупает. С каждым годом лид становится все дороже и дороже, потому что увеличивается конкуренция на рынке. Компании используют разные инструменты привлечения первого лида, но работать нужно на перспективу.
Причины дефицита лидов:
- Сокращение количества каналов лидогенерации. Привычные каналы находятся под запретом, а с новыми только предстоит научиться работать;
- Увеличение стоимости лида. Стоимость привлечения и объем выручки с нового лида делают приобретение нерентабельным.
Основные задачи:
1.Никого не потерять.
– оперативно просматривайте все каналы коммуникации: мессенджеры, соцсети, e-mail, телефония, SMS, чат на сайте, виджет Открытых Линий, CRM-формы;
– обеспечьте четкую организацию процесса и отчетность;
– распределяйте звонки и сообщения, чередуйте менеджеров;
– сохраняйте в CRM все данные, включая историю чата, сообщения, письма и записи телефонных звонков.
2. Быстро отвечать.
– следите за скоростью ответов;
– обозначьте, сколько времени есть на ответ в каждом из каналов;
– сформируйте шаблоны писем и автоматические ответы пользователям;
– автоматизируйте общение;
– включите в работу триггерные письма, роботов для связи с клиентом и автоматические воронки.
3. Использовать каждый канал по максимуму
– держите все точки взаимодействия с одним клиентом в одном канале, не переключаясь на дополнительные;
– оформляйте оплату и доставку прямо в диалоге с клиентом: внешние ссылки очень плохо влияют на желание завершить сделку;
– внимательно слушайте клиента;
– если клиент переписывается с вами в WhatsApp, но просит отправить счет по e-mail, вы должны суметь это сделать.
4.Сформировать базу лидов.
– формируйте базу на ходу;
– исключите все «инкогнито»;
– при первом контакте заносите имя, название компании и контактную информацию в CRM;
– сегментируйте клиентов, чтобы быстро отправлять рассылки и предложения, настраивать рекламные кампании;
– составьте портрет клиента: свойства, пол и возраст, уровень дохода, род занятий, образование, основные потребности.
5. Понять причины отказа от покупки.
– выясняйте причины отказа, ведите базу ответов, работайте над ошибками;
– подготовьте скрипты для отказавшихся;
– пользуйтесь скриптамии сценариями общения с отказавшимся клиентом. Не нужно придумывать на ходу – необходим четкий план.
Работа с маркетингом
Маркетинг и продажи в компании не должны друг с другом соревноваться, ведь все они находятся в одной лодке и работают на одну цель.
Для их эффективности нужно правильно настроить CRM. Это даст:
– сквозную аналитику;
– полный путь клиента от первого касания до заключения сделки;
– конвертацию всего входящего трафика в продажи;
– учет всех каналов продвижения, включая офлайн;
– синхронизацию плана по продажам и плана по лидам;
–регулярную коммуникацию.
Так вы сможете отследить некачественный трафик и обработаете больше заявок.
Систематизация и обучение
Исаак Ньютон говорил, что опыт – это не то, что с вами происходит, а то, что вы с этим делаете. Например, если вы наблюдаете, что у вас каждый июль появляется спад в продажах, но ничего не делаете и просто машете рукой, мол, так исторически сложилось – это неправильно, это не опыт. А если вы начинаете задумываться, почему так происходит и что нужно делать, запасаете акцию или рекламную кампанию, от этого уже будет польза. Помните, что опыт компании– это умение решать любые задачи, которые встречались за все время работы с клиентами.
Опыт нужно систематизировать.
Если опыт не систематизировать и не распространять внутри компании, он будет принадлежать лишь отдельным сотрудникам. Опыт каждого из них должен быть собственностью и ценностью компании.
В этом может помочь база данных (единое пространство для всех знаний компании), куда нужно вносить все инструкции, готовые ответы, чек-листы.
Собирайте и систематизируйте знания и опыт компании, настраивайте права доступа. Если сотрудник ушел в отпуск, заболел или уволился, его знания и опыт будут доступны и продолжат работать на благо компании.
Подготовьте также полный набор документов и инструкций для ввода в курс дела новых сотрудников: этим вы сильно сократите время на их обучение. Включите в план внутреннюю аттестацию. Так вы сможете узнать, насколько хорошо люди усваивают корпоративные правила.
Эффективность обработки клиента
Два параметра оценки обработки клиента:
– Скорость. Насколько быстро мы отвечаем клиенту и как много времени занимает решение его проблемы?
– Качество. Это регулярные проверки качества общения менеджеров с клиентами, следование скриптам, проведение по воронке.
За всем этим можно без проблем следить в CRM-системе:
– следите за всеми этапами движения клиента от обращения до совершения покупки, прорабатывайте повторные обращения и продажу сопутствующих товаров;
– контролируйте конверсию по продукту, менеджеру, отделу.
– выборочно отслеживайте телефонные звонки и переписки в карточках сделок, следите за тем, как ваши менеджеры работают с входящими заявками. Если объемы слишком велики, подключите речевую аналитику и другие методы контроля.
Контроль должен быть регулярным процессом.
Менеджеры-звезды
Если они у вас есть, то это хорошо. До тех пор, пока их не переманит конкурент. Или пока они не уволятся. Помним про опыт сотрудника и опыт компании! Ваша задача как руководителя – взять все лучшее, что есть у менеджера-звезды, систематизировать и отдать остальным.
Звезды – это хорошо. Система – это важно.
Повторные продажи
Жизненный цикл клиента: знакомство – первая покупка – опыт использования – повторная покупка – лояльность. При этом всегда возможен отток клиентов.
В чем плюс повторных продаж?
– покупателю не нужно искать на рынке нужное ему предложение – он уже нашел вас;
– вам не надо снова тратить бюджет на привлечение этого клиента – он уже в вашей базе;
– вам легче прогнозировать продажи – это процент от накопленной базы. Вы влияете на оба числа.
Собираем цепочки с помощью CRM-системы: воронки –туннели продаж – роботы – повторные продажи.
Сегментируйте клиентов и работайте с ними, используя различные виды активностей: e-mail, SMS, мессенджеры, соцсети, обзвоны, запуск рекламы и предложений.
Простой запуск: сформируйте сообщение или предложение, подгрузите сегмент (можно динамический) и отправляйте.
Какие бывают сегменты?
Характеристики: пол, возраст, уровень дохода;
Бизнес-показатели: средний чек, количество покупок, частота покупок;
Предпочтения: категории товара, канал и формат общения;
Поведение: скорость принятия решения, количество контактов;
Индивидуальные сегменты.
Источник продаж:
– Готовые сценарии: день рождения, оценка качества (NPS), праздники (23 Февраля, 8 Марта, Новый год и другие);
– Готовые скрипты разговора менеджера с клиентом.
Учитывайте эти моменты, и повторные продажи будут у вас в кармане.
Автоматизация
Кому выгодна автоматизация?
– Сотруднику. Это сокращение времени на рутину, отладка повторяющихся действий. Соответственно, остается больше времени на креатив, реализацию проектов и рост.
– Руководителю. Автоматизация помогает увидеть устройство процесса целиком, оптимизировать и усовершенствовать его составные части.
– Бизнесу. Упорядочивание всех процессов, оцифровка и масштабирование, оптимизация ресурсов, распределение сил.
Что можно автоматизировать?
– записи обращений в CRM;
– автоответы;
– маршрутизацию заявок;
– смену стадий, свойств, признаков;
– воронку продаж;
– постановку задач;
– уведомления;
– тоннели.
Используйте также возможности автоматической совместной работы с документами: конструктор документов в CRM, онлайн-редактор, облачное хранилище.
Контроль сроков
Счетчики и напоминания помогут разобраться в потоке задач, выделить те, что требуют сиюминутного внимания, запланировать важные дела, звонки, встречи и письма.
Задача руководителя отдела продаж – сделать систему более устойчивой и предсказуемой, контролируя все описанные выше процессы.
Фото: Константин Салмин