«Сегодня рынок торговой недвижимости продолжает трансформироваться и адаптироваться к изменениям в отрасли. Активное развитие онлайн-ритейла и сервисов доставки, массовый переход к удаленной работе, тенденция к сокращению торговой площади, занимаемой одним арендатором, – все это стимулирует рынок меняться и оптимизировать бизнес-процессы. Так, растет потребность в магазинах формата "у дома", в результате чего спрос на торговую недвижимость перераспределяется из деловых центров в спальные районы. Большую популярность набирают торговые помещения в пешей доступности от жилой застройки, в связи с чем некоторые предприниматели принимают решение сменить имеющуюся торговую площадь на проходной или центральной улице на аналогичное помещение в тихом жилом районе, которое за счет высокой транспортной доступности и стабильного трафика будет более рентабельным.
В случае смены местоположения торговой точки они часто рассматривают для себя альтернативный вариант – покупку или аренду помещений свободного назначения (ПСН). За последние годы ПСН составили серьезную конкуренцию объектам исключительно торгового назначения.
Покупателям при наличии соответствующего бюджета зачастую выгоднее приобретать торговые помещения большего метража: их можно зонировать и одновременно сдавать нескольким арендаторам, что дает возможность увеличить среднюю арендную ставку и позволяет диверсифицировать риски – наличие одновременно нескольких арендаторов снижает вероятность убытков. При этом спрос на небольшие площади достаточно высокий, поэтому найти нового арендатора для них не составит больших проблем. В любом случае, чтобы не пропустить интересные предложения, предпринимателям при поиске коммерческих помещений не рекомендуется слишком сильно ограничивать параметр по площади – иногда выгоднее остановиться на объекте чуть большего или меньшего метража, но который оптимально подходит под задачи бизнеса или считается более выигрышным с точки зрения локации».