Екатерина Нейфельд: «Книга для предпринимателя – это инвестиция, а не способ потешить эго»
Фото: из личного архива Екатерины Нейфельд
– Екатерина, еще недавно вас знали в Ульяновске как успешного журналиста. И вдруг в соцсетях вы объявляете, что берете тайм-аут. В чем дело? Разочаровались во «второй древнейшей профессии»?
– Та журналистика, которой я хотела бы заниматься, требует колоссальных энергозатрат. Проще говоря, нужно быть готовой ночью сорваться и поехать черт знает куда, если там что-то «горит». Ты должна постоянно жить в режиме жестких переговоров. Лезть за интересными репортажами на высоту или под землю.
Но на данном этапе жизни я в первую очередь – мама маленьких людей, и не готова ставить их на второе место. Интересы семьи перевешивают для меня сейчас общественные интересы. Я почувствовала это всей душой и решила уйти.
Да, есть вполне мирные темы, но рутина мне не очень интересна. Мне важно, чтобы работа была интересной.
– За что вы можете сказать «спасибо» журналистике? Вспомните самые яркие моменты корреспондента Нейфельд.
– Журналистика – это школа жизни и лучший старт карьеры, который только можно себе представить. На практике она учит: вести переговоры, быть интересным и равным собеседником для человека любого возраста и статуса, формулировать свои мысли и нести ответственность за свои слова. Учит объективности, учит слышать разные точки зрения и критически относиться к любой информации. Это очень важные навыки в современном мире, каким бы делом ты ни занимался.
Скажу «спасибо» журналистике за возможность пообщаться с людьми, которые уже стали или станут историей, побывать в необычных местах, закрытых для рядовых жителей. Благодаря этому я стала лучше понимать, как устроен мир, я с детства хочу это понять.
«Спасибо журналистике за путешествия автостопом в крохотные деревни, за полет на истребителе, за чай на кухне бывшей радистки, которая дошла до Берлина. За важные личные истории, которые люди со слезами на глазах почему-то мне доверяли. За возможность помочь кому-то хотя бы словом»
– А не страшно было менять стабильный доход наемного работника на предпринимательскую неопределенность?
– Ну, не такой уж у меня был «стабильный доход», чтобы за него держаться (смеется). Все-таки зарплата журналиста всегда нестабильна. Сколько и как напишешь – столько и получишь. Минимальный оклад есть, но большая часть дохода – это гонорары. Меня всегда мотивировала такая система заработка, я считаю ее справедливой, когда «по работе и награда». Впрочем, у гонораров внутри одной редакции есть определенный «потолок». Мне хотелось его пробить. И вот за неделю «свободного плавания» я заработала свою обычную зарплату, просто хватаясь за все подряд.
Но когда сформулировала, чем теперь хочу заниматься, подумала, какие надо сделать для этого шаги, и начала их делать, то уже через месяц получила контракт на полмиллиона рублей. Я сначала поверить не могла, а потом поняла, как много возможностей находится за пределами наших страхов.
Страшно ли мне было? Да, и страшно до сих пор. Это риск и шаткая почва. Но это того стоит.
К тому же, у меня есть работающий муж, так что вопрос, чем кормить детей и платить за квартиру стоять не будет, даже если я решу совсем все бросить и с головой уйти в домохозяйство и творчество (улыбается).
– С удовольствием прочитала вашу книгу «НЕшедевры». Там всё-всё основано на реальных событиях?
– Практически всё, у меня плохая фантазия (смеется). Реальные события гораздо интереснее мифических миров. На эту книгу был отзыв, что «читать немного неловко, так как есть ощущение, что тайком читаешь чей-то личный дневник». Я писала все эти тексты именно так, сублимируя сильные эмоции, без цели сделать книгу. Сделала только потому, что об этом попросили читатели моего блога.
Люблю «Лампочки» – это репортажное стихотворение, в нем уместились и звуки, и запахи, и светотени и оттенки разных чувств. Оно очень «моё» и не очень популярное. (Текст стихотворения опубликован в конце интервью. – Прим. ред.).
– В оформлении книги принимали участие ваша мама и сестра…
– Да, мама – Наталья Нейфельд – рисовала иллюстрации по моим эскизам, а сестра делала обложку. Мне кажется, книга неплохо продавалась именно благодаря яркой обложке. Яна, спасибо! Мы, кстати, и сейчас сотрудничаем в этом плане. То же самое мои близкие люди делают для книг моих клиентов.
– А у книги было альтернативное, менее скромное название? И вообще, считаете себя скромным человеком?
– Было альтернативное – «Ерунда» (смеется). Если второй сборник случится, то он будет называться именно так.
Может ли быть скромным амбициозный человек? Я амбициозна, но требовательна к себе. У меня часто вылезает ощущение, что не дотягиваю до каких-то планок. Учусь хвалить себя, часто это полезнее, чем ругать. А еще в конкурентном мире важно уметь говорить о себе и засовывать скромность куда подальше.
– Как вы решились работать с бизнесом? Чем вас привлек жанр документальной прозы?
– Когда я ушла из редакции «в никуда», то стала думать о том, как мне жить дальше. Однажды поздно ночью «под самогоночку», уложив детей, мы стали говорить об этом с сестрой. И внезапно у меня получилось очень четко сформулировать, чем же теперь хочу заниматься. Хорошо умею и люблю только писать. Что это может быть, если не журналистика?
«Хочу делать книги для бизнесменов. Многие же хотят, но не знают, как к этому подступиться. Или некогда, или навыков не хватает. А я могу помочь». Яна сказала: «О! У меня есть такой знакомый, я ему сайт делала. Он где-то писал, что хочет свою книгу. Пытается блог вести, но видно, что редактор нужен. А давай прямо сейчас ему напишем! Он ночной житель, нормально». Время – час ночи, мы на кухне с рюмками и конфетами, Яна пишет миллионеру из Москвы про то, что я ему нужна. Конкретную такую рекомендацию. Он ответил, что хочет со мной поговорить.
На следующий день написала ему длинное письмо в ватсапе, кто я такая и чем могу помочь. Он попросил о встрече, и я отправилась на собеседование в другой город. Разговор длился четыре часа! Если бы не тот самый журналистский опыт общения с людьми каких угодно статусов, я бы, наверное, в обморок упала от волнения. Впрочем, прошло оно быстро, когда я поняла, что легко говорить о том, в чем разбираюсь.
В итоге пожали друг другу руки, и я получила эту работу – делать книгу об истории бизнеса и становлении лидера.
– Судя по всему, первый блин оказался не комом, и вы решили продолжать работать в этом направлении – помогать предпринимателям делать книги в жанре нон-фикшен. Недавно наш сайт опубликовал отрывок из книги Камиля Калимуллина «Давай, продавай!». Чем запомнился вам опыт работы с ульяновским предпринимателем?
– Сначала речь шла только о консультации, но когда я пришла к Камилю в офис и опять стала говорить на свои любимые темы, подробно и в запой отвечать на вопросы, то нечаянно «продала» целый комплекс услуг. Стала редактором и куратором книги, которая была у него пока только в проекте. Мы воплотили этот проект в жизнь за два месяца. Целая команда работала, поэтому так быстро.
Трудность была одна: сделать огромный объем работы оперативно, но без потери качества. Однажды мне пришлось писать всю ночь: с детского отбоя и до пробуждения в садик. Больше было просто некогда, а текст «горел».
Мне было несложно писать на деловую тематику, я когда-то занималась ею в областной газете, с тех пор считаю предпринимателей героями нашего времени. Когда все вокруг жалуются, ругаются или терпят, предприниматели делают всё, что в их силах, чтобы изменить жизнь. Причем не только свою, а ещё тех людей, которым они дают работу, зарплату, ориентиры. Тех, для кого делают свой продукт или услугу. Конечно, больше цифр и аналитики я полюбила писать их портреты и истории.
А книга для бизнеса – больше чем рекламный разворот в журнале и больше чем любая важная и честная статья. Это уникальный способ донести до людей не только вашу историю без купюр и сокращений, но и дать им максимум пользы, выстроить общую систему координат, подключить их к вам и вашей идеологии, а значит – вырастить высокий уровень доверия.
– Как считаете, кому это в первую очередь нужно?
– В первую очередь книга нужна тем, у кого сложный продукт. Чтобы продать его, нужно объяснить клиентам его ценность, объяснить, как именно он будет решать их проблемы. Выстроить длинную и прочную коммуникацию, подробно и обстоятельно поговорить с потенциальным клиентом. Книга – отличный способ провести такой разговор заочно.
«Книга нужна абсолютно каждому, кто продает услуги и хочет стать экспертом номер один в своей области (ну или попасть в топ). Книга – лучший способ показать, какой вы специалист. Насколько глубоко вы разбираетесь в теме, можно ли вам доверять, что полезного вы можете дать. Просто сам факт того, что условный массажист написал книгу о массаже, вырывает его из толпы обычных городских массажистов и переносит на десять пунктов вперед»
Книга для предпринимателя – это не способ потешить эго, это инвестиция. Причем, зарабатывать вы будете не на продажах ее экземпляров (тут, если честно, особо не заработаешь), а на лояльных клиентах, которых она будет вам регулярно приносить.
– Название вашего литературного агентства «Инкред» что-то означает?
– Название придумал муж. Как сокращение он слова «incredible» – «невероятный, потрясающий». А если разбить «инкред» на две части, то можно услышать слова «ink» – чернила и «red» – красный, – работа красными чернилами как символ редакторской работы. Короче, «потрясающая редакторская работа». Что вы там спрашивали о скромности? (Улыбается).
– Есть заказы?
– Заказы есть. И людей с конкретными запросами уже довольно много. Сложность в том, что каждый проект – долгий и трудоемкий. Единственный способ оказать услугу всем желающим – расширять команду: набирать больше авторов, интервьюеров, редакторов. Я уже присматриваюсь.
– Свой 30-летний юбилей в этом году планируете отмечать? Какой идеальный сценарий дня рождения для вас?
– 30-летний юбилей моей мечты – поехать с Юрой в Питер к моей лучшей подруге, чтобы гулять по крышам и красивым улицам, петь с уличными музыкантами, пить вино и танцевать на барных стойках. Если нам к этому времени разрешать свободно передвигаться по стране, надеюсь, моя мечта станет явью. Если нет – сделаем это чуть позже.
– Вам часто везет?
– Всегда. Банальный пример – у меня есть супер способность доставать на экзаменах нужный билет. А еще я выигрываю в конкурсах, в которых хочу выиграть. Вот в вашем, например. (Екатерина выиграла в конкурсе главного редактора «Делового обозрения» Татьяны Задорожней на бесплатную публикацию на сайте журнала. – Прим. ред.).
– Екатерина, а если бы вы брали это интервью, о чем бы себя спросили?
– Зачем тебе деньги?
«Лампочки». Е. Нейфельд
– Жуткие лампы в вашем подъезде.
Можно кино снимать.
Про психопатов. Вот в этом месте
Будут они убивать.
Эти твои дурацкие шутки
Лучше, чем нервно молчать.
Роюсь дрожащей рукою в куртке
Чтобы ключи достать.
Буду тыкаться в дверь минуту,
Мерзко брелком звенеть.
Раз уж решила выглядеть глупо
и ни о чем не жалеть.
– Вот, проходи. Может быть, чаю?
Горячего надо попить.
Хотя я получше кое-что знаю.
Шампанское есть. Налить?
Странный напиток. Я от него
Буду смешная очень.
– Хочу это видеть. Тащи «стекло».
Чай на потом отсрочим.
Я достаю большие бокалы.
Мастерски тихий хлопок.
Делаю взгляд как у светской дамы
И слишком большой глоток.
Морщусь. В глазах выступают слёзы.
Пузыри забиваются в нос.
Чихаю, чихаю, и воздух хватаю
И руки, в которых ты нёс
Добавку. И всё фонтаном.
Стоишь и громко хохочешь:
– Я джинсы отмою под краном?
Могу и твои. Хочешь?
Вся эротика вместе с чихом
Полетела к собачьим чертям.
Мы сидим в трусах и болтаем тихо,
Вживую, не по сетям.
Потом полежим. И будем
Считать в голове вертолёты.
– Тебе куда-нибудь нужно?
– Да. Проводи до работы.
– До работы? Ты что, серьезно?
Ты же пьяная, мать.
– Это ночная смена.
Поэтому мне плевать.
Скажи, разве можно ночью
Наверняка понять,
Пьяная ты, или грустная очень
И адово хочешь спать?
В последней пустой маршрутке
Усталый водитель курил.
Ты усадил меня сзади, поправил куртку.
И что-то еще говорил.
Сегодня я полная дура, –
Решила. К тебе прижалась.
Ведь двадцать одна минута
У нас на двоих осталась.
– Если слушать твой голос
Прямо из центра груди,
Он очень красивый. Ты знаешь?
– Приехали. Выходи.
2 октября 2015 г.