Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Цифровые идеи для бизнеса и страны

Современные цифровые решения помогают организациям быть быстрее и эффективнее: они упрощают внутреннюю работу с файлами, документооборот, управленческий учет. Предприниматели поделились опытом использования новых инструментов во время пандемии, а разработчики рассказали о перспективных направлениях цифровизации.

Фото: pixabay.com

То, что раньше было невозможно


Александр Высоцкий

основатель Visotsky Consulting, эксперт по стратегическому планированию и разработке организующих схем

– Благодаря цифре мы сейчас делаем такое, что было нереально десять лет назад. Все сотрудники подают еженедельно цифровые показатели своей деятельности. С помощью программ автоматически строятся графики, мы называем это «статистики». В результате у каждого руководителя есть цифровая панель управления, где очень четко видно, что происходит в компании.

До цифровизации этот процесс происходил по-другому. Были стандартные формы, сотрудники их заполняли и клали в специальную ячейку. Приходил сотрудник, забирал «писульки», переносил цифры на другие, уже общие, бланки. На это уходило несколько часов каждую неделю. Был даже отдельный сотрудник, который это делал. При этом все равно он совершал ошибки, их было очень сложно исправить. При цифровизации процесс минутный, даже ошибки исправляются нажатием пары клавиш.

Опасность при цифровизации только одна. Когда в компании бардак и хаос (структуры нет, линии для общения сотрудников не формализованы), ее цифровизировать адски сложно. Вы сразу обнаруживаете, что стандартные программные решения для вас не работают, кажется, что вы – какая-то особенная компания. Удивительно, когда софты, используемые сотнями тысяч компаний, «не налазят» на ваш бизнес.

Вы сэкономите кучу денег, если сначала приведете в порядок бизнес-процессы, а потом начнете их ускорять. При самом лучшем раскладе, если не структурировать бизнес, но при этом ускорять процессы цифровизацией, вы получите быстро движущийся хаос.

Виртуальные презентации


Дмитрий Кириллов
президент компании Modum Lab

– Во время пандемии в работе с клиентами у нас произошла интересная трансформация, связанная с презентацией продуктов и услуг. Несмотря на то, что продукты сложные и зачастую требуют наличия специальных устройств, мы нашли решение, как провести дистанционную презентацию наглядно и интересно. Мы начали тестировать новый формат презентаций, когда мы предоставляем клиенту VR-шлем, созваниваемся в VR-конференции, во время которой демонстрируем и обсуждаем продукты.

Подобный формат конференций получил во время пандемии сильный импульс, поскольку позволяет приблизить пользователя к очному виду совещания. Мы можем менять окружение, погружать пользователя в разные ситуации, а не просто «плоско» предоставлять ему контент.

Сейчас появляется много разных технологий, но любая технология не нужна сама по себе, ее всегда надо приземлять на конкретные бизнес-задачи. Сегодня VR/AR-технологии вышли на стадию, когда стали достаточно качественными и доступными. Теперь они все больше применяются на практике. Например, в школьном образовании, когда ученик может тренироваться в лаборатории и проводить различные эксперименты, в корпоративном обучении, в подготовке специалистов на промышленных предприятиях при работе в опасных ситуациях.

Многие компании не смогли обеспечить для своих сотрудников очные форматы обучения, без которых нельзя полноценно осваивать и нарабатывать навыки и лучше представлять ситуации, в которых человеку предстоит работать. Например, как предотвратить возгорание на нефтеналивной эстакаде или как решать конфликтные ситуации с подчиненными и корректно давать обратную связь. VR/AR-технологии отлично позволяют решать подобные задачи и помогают быстро и эффективно подготавливать персонал к реальной работе.


Наталья Милехина

эксперт по бизнес-решениям Generix Group

– Запуск системы управления складом (WMS) для одного из наших клиентов выпал на период карантина. Для сохранения устойчивости бизнеса на склад клиента было запрещено приезжать даже собственным сотрудникам из других подразделений. Но и отложить запуск было нельзя.

Для повышения качества коммуникаций для сотрудников склада были закуплены специальные очки с видеокамерами для трансляции действий в режиме реального времени. Таким образом ключевой пользователь на складе мог показать удаленной команде запуска, что именно происходит, какие действия выполняются, что отображается на экране терминала и на мониторе компьютера. В результате на складе была успешно запущена новая WMS и при этом соблюдены все требования по предотвращению распространения инфекции.

Затраты на приобретение дополнительного оборудования были полностью скомпенсированы экономией на командировочных расходах.

Новые смыслы кризиса


Александр Егоров

генеральный директор компании «Рексофт», член правления РУССОФТ

– Практически у всех наших клиентов, а это крупный бизнес (банки, ритейл, производство, логисты), проекты по цифровизации стартовали задолго до коронавируса, либо находились на стадии запуска. Понятно, что карантин несколько притормозил эту активность, но не критично. Заказчикам надо переосмыслить ситуацию, и этот процесс еще продолжается. Но вряд ли вектор развития изменится кардинально.

Максимально востребованы сегодня цифровые платформы – e-commerce-площадки, маркетплейсы и так далее. При их создании особенное внимание уделяется их устойчивости в момент высокой нагрузки.

При старте проекта с нуля любой крупной компании необходимо время не только на согласование запуска нового проекта, но и на формирование требований к нему, разработку и проверку прототипа, создание промышленной системы, ее тестирование внутри организации и на контрольной группе заказчиков, исправление недочетов, написание дополнительных функций, которые бизнес захочет дополнительно привнести, новое тестирование и так далее. Среднестатистический срок запуска большой системы для крупного заказчика – от года до двух. Таким образом, результат в области цифровизации после этого кризиса мы увидим через год или даже два.

Управление данными


Александр Бочкин

Александр Бочкин, генеральный директор «Инфомаксимум», создатель первой российской системы класса process mining Proceset

– В высококонкурентной среде преимущество – умение быстро реагировать на внешние вызовы. Это возможно, когда бизнес-процессы прозрачны, и есть понимание, как их адаптировать к новым, иногда очень сложным, условиям.

Речь про управление данными, которые накапливают организации. Важно анализировать их здесь и сейчас, чтобы разумно использовать IT-инфраструктуру, корректировать работу сотрудников, отделов и целых подразделений и, в случае необходимости, производить полный реинжиниринг процессов.

Здесь «волшебной пилюлей» станет process mining. Мы давно наблюдали за рынком, зарубежным в том числе. Технология показывает отличные результаты, в среднем повышая основные бизнес-показатели на 30% в первые три месяца применения.

Process mining позволяет выявлять:

  • теневые процессы, о которых руководители даже не догадывались;
  • повторяющиеся операции, затягивающие процессы;
  • ошибки и узкие места, делающие процессы громоздкими и дорогими;
  • мошенничество и намеренные ошибки, которые дорого обходятся компаниям.

Process mining начинает захватывать мир большого бизнеса не только в России. За рубежом много ярких примеров применения технологии.

Но process mining не только про бизнес, наши зарубежные коллеги начали внедрять технологию в медицинских и образовательных учреждениях, государственных структурах. Задача – сделать госуслуги доступнее, а оказание медицинской помощи – оперативнее и эффективнее. Был опыт оценки качества медпомощи в одной из больниц греческой провинции Ханья, там с помощью process mining выясняли, что зачастую лечение назначается без проведения обследования (что является нарушением протокола), многие не дожидались обслуживания вовсе, особый поток пациентов наблюдался ночью, так как именно тогда стоимость услуг значительно ниже.

Электронные сделки с квартирами


Константин Ташлыков
руководитель сервиса Контур.Реестро

– Рынок недвижимости – одно из самых перспективных направлений цифровизации. В начале пандемии многие узнали об электронной регистрации прав собственности на квартиры. МФЦ по всей стране закрылись, и переоформить жилье на нового хозяина можно было только на сайте Росреестра или в специальных сервисах. Тогда количество онлайн-регистраций выросло в разы.

Мы наблюдаем стабильный рост количества сделок в сервисе с первой недели самоизоляции. Так, в апреле пользователи Реестро зарегистрировали в сервисе в пять раз больше сделок, чем в марте. Но и сейчас, когда правительство снимает ограничения и открывает МФЦ, онлайн-регистрации не теряют популярности: в июле по сравнению с апрелем количество сделок увеличилось почти в 1,5 раза.

Электронная регистрация – это только один из этапов покупки недвижимости. В будущем покупатель сможет изучить характеристики понравившейся квартиры, оценить риски покупки и даже получить ее оценку в одном сервисе.

Удаленные приемные


Юрий Морозов

председатель совета директоров группы компаний «План»

– Наиболее актуальны для внедрения сервисы и платформы c удаленным доступом. Особенно такие системы востребованы в тех сферах, где необходимы коммуникации с гражданами через авторизацию или цифровую подпись. Такие ресурсы уже стали внедряться, и они будут востребованы.

Например, работу муниципалитета, который обязан взаимодействовать с гражданами, трудно представить без возможности удаленного доступа в случае возникновения угрозы пандемии. Приемная в формате «одно окно» может функционировать и в удаленных населенных пунктах при условии внедрения системы удаленной коммуникации на уровне района или области.

Еще один пример. Медицинские учреждения и поликлиники работают в условиях карантина, и им необходимо максимально оперативно сократить время по диагностике пациентов, которые находятся в удаленном месте – в селе, до которого ехать по непроходимой дороге полтора часа. А человека, может быть, достаточно проконсультировать по видеосвязи и посмотреть последние анализы или лекарства, которые он перед этим принимал.

Другому срочно нужна операция, но он менее эмоционален и не знает, почему ему плохо. В этих условиях без удаленного осмотра больного пациента врачу сложно понять ситуацию и принять правильное решение. Проблема решается просто – путем мониторинга состояния больного с помощью системы удаленного доступа с авторизацией.

Эти цифровые решения позволяют сохранить жизни, развивать пространство доверия к власти, к медицине, к образованию, к людям вокруг. В этом, на мой взгляд, и состоит идея цифровой трансформации страны.

Самое важное читайте в нашем Telegram-канале.

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: