Вместо сексизма – внимание к талантам. Как пандемия изменила рынок труда
Фото: RAEng_Publications, Pixabay
Снизилась гендерная дискриминация
За последние два года уровень гендерной дискриминации на рынке труда заметно снизился: предпочтения по поводу семейного статуса женщин-кандидатов сегодня имеют 25% компаний, а два года назад таковых было 35%. Об этом сообщил SuperJob, опросивший представителей 1000 компаний из всех округов страны.
Исследование показало, что негласные запреты в отношении женщин-кандидатов сегодня имеют 12% работодателей. В 2019 году соискательниц с тем или иным семейным положением избегали принимать на работу 24%, в 2010 году – 36%.
«COVID-19 сделал рынок труда более цивилизованным за гораздо меньший срок, чем законотворцы и общественные организации вместе взятые. В условиях нехватки рабочей силы и распространения удаленки все больше работодателей приходит к отказу от гендерных стереотипов и снятию лишних барьеров при трудоустройстве», – отметил сервис.
Исторически сложилось, что относительно семейного статуса мужчин-соискателей предпочтений и было мало, а сейчас стало еще меньше: 13% против 25% в 2019 году и 29% в 2010-м. Негласные запреты в их отношении сегодня практикуют только 8% компаний, впрочем, два года назад таковых было 6%: чуть больше предубеждений стало в отношении работников-мужчин, не состоящих в браке и не имеющих детей (5% сегодня против 3% в 2019-м).
«COVID-19 сделал рынок труда более цивилизованным за гораздо меньший срок, чем законотворцы и общественные организации вместе взятые»
«Количество компаний, где нет негласных запретов в отношении женщин и мужчин-кандидатов практически сравнялось (81 и 83%), а ведь 11 лет назад организаций, где женщин не дискриминировали при трудоустройстве по семейному положению, было в полтора раза меньше», – добавил SuperJob.
Упор на корпоративную культуру
hh.ru отметил и другие изменения в подборе персонала, связанных с пандемией. Так, главной HR-задачей компаний в 2021 году стала работа над мотивацией и вовлеченностью персонала (46% отметили этот вариант), повышением квалификации и обучением персонала (42%), эффективностью и производительностью персонала (тоже 42%), а также формирование корпоративной культуры (34%). Три года назад, в 2018-м, важность этих задач для работодателей была заметно ниже: например, формированию корпоративной культуры сейчас работодатели уделяют внимание в 5,6 раза чаще.
Кроме того, в несколько раз вырос интерес компаний к поиску талантов, а также к HR-аналитике.
60% HR-менеджеров рассказали hh.ru, что у них снизился поток кандидатов и закрывать вакансии стало сложнее. Треть компаний стали чаще нанимать персонал в дистанционном формате. В каждой пятой организации начали привлекать более «дорогих» специалистов, столько же работодателей стали закрывать больше вакансий за счет внутренних кандидатов.
Выстраивание HR-бренда
Как показало исследование сервиса Работа.ру, меняются и способы, которыми сегодня российские компании стараются привлечь кандидатов.
Самым эффективным способом привлечения новых сотрудников 41% опрошенных представителей российский организаций считают повышение зарплатных предложений. Для 30% работодателей лучших способ выделиться среди конкурентов – расширение соцпакета для будущих сотрудников.
Еще 17% респондентов отметили, что для привлечения кандидатов важно выстраивать бренд работодателя на рынке труда. Интересно, что 28% российских компаний уже реализуют активности для поддержки собственного HR-бренда, а 42% опрошенных работодателей указали, что в их компании пока разрабатывается стратегия для построения бренда работодателя.
«Конкуренция за кадры на рынке труда постоянно растет, а пандемия сделала ее еще более острой. Большинство работодателей, так или иначе, уже задумались о выстраивании собственного HR-бренда и расширения возможностей для сотрудников – это позитивная тенденция, которая в итоге благотворно повлияет на развитие всего российского бизнеса», – отметил коммерческий директор сервиса Работа.ру Владимир Корицкий.
Читайте также: