– Ресторанный бизнес – далеко не самая прибыльная бизнес-ниша. Львиную доли выручки съедают себестоимость продукции, заработные платы и аренда. Чистая прибыль в 10-15% является вполне привычным показателем для этого бизнеса, и 2021 год не стал исключением – ничего принципиально не поменялось.
Пандемия и волны ограничений «вычистили» рынок от слабых и неактивных игроков. Тем не менее сильные игроки – те, кто относятся к своим заведениям именно как к серьезному бизнесу (систематизация, автоматизация, обучение и развитие сотрудников, постоянная работа с базой гостей и так далее), – не просто остались на плаву, но и смогли показать рост. Во-первых, государство действительно оказывало помощь малому бизнесу (и это не пустые слова – мои знакомые получали эту поддержку). Во-вторых, освободились некоторые арендные площади, так как оттуда ушли «слабые» игроки. И в-третьих, на рынке появились новые возможности – например, рост спроса на доставку. Таким образом, ресторанный бизнес в среднем по стране остался в прежних нормах прибыли, хотя структура рынка сильно изменилась и продолжает меняться.
Самые большие проблемы прошлого года – это ограничение посещения в связи с пандемией и нехватка кадров. Ограничение в разное время и в разном объеме коснулось всех регионов. Обязательная вакцинация сотрудников, QR-коды, комендантские часы, проценты посадки, – все это негативно сказалось на работе отрасли.
Но еще более серьезная проблема – отсутствие кадров, особенно поваров. За последние два года несколько раз вводились ограничения, и всякий раз рестораторам приходилось переводить персонал на минимальную оплату труда. Такие «волны» расшатывают ситуацию, и многие работники просто не хотят возвращаться в эту отрасль, так как не чувствуют стабильности. Помимо того, постоянно растет спрос на курьеров во всевозможные службы доставки. В некоторых регионах во второй половине 2021 года их дневная зарплата доходила до пяти тысяч рублей – в такой ситуации работать курьером просто выгоднее, чем поваром.
Тренды выделяю следующие:
- будут развиваться сетевые проекты;
- с каждым годом мы будем видеть все большее расслоение бизнеса на дешевые и дорогие форматы заведения, средний класс будет постоянно сокращаться;
- в ближайшее время службы доставки продуктов научатся доставлять собственную горячую еду – это произойдет благодаря активному развитию таких фудтех-проектов, как QUMMY, и составит дополнительную конкуренцию ресторанному бизнесу;
- будут развиваться ресторанные общественные объединения, например, под началом Федерации рестораторов и отельеров России; такие объединения будут отстаивать интересы отрасли в правительственных структурах;
- будут развиваться новые направления фастфудов – китайский, индийский, вьетнамский и т.п.