€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Светлее жизнь с напитком черным
Фото: Дарья Магарина
«Настоящая любовь – это кофе, который варишь дома с утра. Свежемолотый, желательно вручную. С корицей, мускатным орехом и кардамоном. Кофе, рядом с которым надо стоять, чтобы не убежал, иначе безнадежно испортится вкус… Кофе, который наливаешь в старую любимую чашку и пьешь, чувствуя каждый глоток, каждый день. Наслаждаясь каждым глотком».
История кофе началась в XIV веке, когда его впервые культивировали арабы: именно на Аравийском полуострове начали выращивать кофейные деревья, собирать с них спелые ягоды, торговать обжаренными зернами. Спустя два века о кофе узнали в Персии, Египте, Сирии и Турции. К XVII веку кофе добрался до Европы и стал популярен по всему континенту. В середине XVII века в Лондоне насчитывалось более 300 кофеен, многие из которых привлекали единомышленников-кофеманов, например модных художников.
К концу XVIII века кофе стал одной из самых прибыльных экспортных культур в мире, и с каждым годом популярность ароматного бодрящего напитка не слабеет. Кофе пили вчера и пьют сегодня: современного человека трудно представить без чашечки горячего утреннего напитка. Из-за содержания в нем кофеина многие горожане пьют кофе, чтобы зарядиться энергией. А еще ученые выяснили, что запах кофе рождает у людей ощущение счастья.
«Эспрессо – это жизнь. Горчит, но бодрит. Первый глоток может показаться невкусным, но, допив чашку, всегда захочешь еще одну… Капучино – это влюбленность. Сначала терпко, потом сладко и легко, а на поверку – все та же жизнь… Латте… – это мечты, эспрессо, разбавленный молоком надежды».
Сегодня кофе пьют не только дома, но и в заведениях общепита, даже на улицах: мода на мобильные кофейни добралась и до России.
Совладелец ульяновской автокофейни il Carro Сергей Жевлаков рассказывает, что в большинстве своем горожане предпочитают классику – капучино, при этом многие любят добавлять в напиток сироп: лесной орех, карамель, имбирный пряник или околокофейные вкусы.
Владелец Coffee Lab Андрей Дормидонтов отмечает, что их посетители в основном любят сладкий, сбалансированный кофе. Управляющая Coffeeshop Company Елена Малкина рассказывает, что среди гостей заведения первенство держит американо, следом идут капучино, латте, эспрессо. Пятерку замыкают модные новинки последних лет: флэт уайт и раф, однако их выбирают почти в 15 раз реже, чем американо. Безусловным трендом, связанным во многом с модой на здоровый образ жизни, стало растительное и безлактозное молоко в различных вариациях.
Кофе? – это варенье из джазовых пластинок… Кофе? – это свет, который можно размешивать ложечкой... Кофе? – это врата восприятия ночного пейзажа... Кофе? – это немой вымысел радуги…
Если говорить о методах приготовления бодрящего напитка, то в разных заведениях города они могут отличаться: так, в il Carro традиционный способ заваривания кофе – в рожковой кофемашине, также есть альтернативный метод. В кофейне установлено специальное оборудование, например фильтрмашина, – для того, чтобы приготовить кофе из Эфиопии. В Coffee Lab также используют два способа заваривания напитка: ручной и классический в кофемашине.
– Мы в Coffeeshop Company используем профессиональное оборудование Sсharf, разработанное основателем компании, доктором наук Александром Шерфом. Кофемашины – механические с запатентованной поршневой системой, работающей за счет давления воды. Диаметр поршня полностью соответствует диаметру ситечка. Это обеспечивает равномерную проварку всей кофейной закладки, которая находится в ситечке. Запатентованное двойное ситечко в холдере используется для дополнительной фильтрации кофе, – рассказала Елена Малкина.
В кофейне Dali используется профессиональная итальянская кофемашина, при помощи которой варится эспрессо – основа всех кофейных напитков. Кроме этого гостям предлагают альтернативные способы заваривания кофе, такие как френч-пресс, харио, аэропресс. Это прекрасная возможность попробовать новые сорта кофе и понять, какой для тебя окажется лучшим, – считают в заведении.
Кофе – напиток богов и моих бывших жен. Они обожали кофе куда больше, чем меня, как мне всегда казалось. Наверное, я начинаю понимать – почему.
Большинство посетителей кофеен приходит в заведение только за любимым напитком, но есть и те, кто дополнительно приобретает что-то из еды.
– Мы долго не могли попасть в точку по закускам. Пытались делать роллы, сэндвичи, и их любили наши гости, но, изучив статистику и рентабельность, вывели из меню. Сейчас ввели круассаны, и, несмотря на то, что в автоформате их не совсем удобно есть, цифры говорят о том, что ульяновцы их полюбили, стали часто заказывать, – рассказывает Сергей Жевлаков.
В Coffee Lab отмечают, что чаще к кофе берут десерты или фирменные завтраки.
В Coffeeshop Company особое место в меню занимают фирменные закуски: роллы с курицей, креветками, сэндвичи, брускетты с легкими и натуральными ингредиентами, которые в полной мере удовлетворяют стремление гостей к здоровому и сбалансированному питанию.
В меню сети кофеен Dali есть свежеиспеченные бельгийские вафли, широкая линейка завтраков, сэндвичей и десертов. Кто хочет быстро перекусить, берет тосты – с лососем, курицей, индейкой.
Говорят, в жару надо пить зеленый чай. Ерунда. В жару надо пить кофе. Кофе, впрочем, надо пить всегда и везде, при всяком удобном случае, он превращает существование в жизнь.
В последнее время кофеманы Ульяновска задумались, а не возникнут ли перебои с поставкой кофе в связи с текущей ситуацией: в нашей стране кофейные деревья не растут, импортозамещение здесь не поможет. Да, наши основные экспортеры кофе – Вьетнам, Бразилия, Колумбия, которые пока не отказываются от поставок, но в то же время возникают сложности с перевозками и оплатой продукта. Эксперты уверены, что кофейного дефицита не будет, но возможны сокращения поставок, а также удорожание кофе. По словам специалистов, в стране имеются запасы на два месяца, за это время нужно будет простроить новые морские пути для доставки зерен в Россию.
Что же касается поставок кофейных зерен в наш регион, то, например, для il Carro в России специально обжаривают одноименную смесь, сырье привозят из Бразилии и других стран. В Coffee Lab также работают на зернах из Бразилии и Эфиопии. В Coffeeshop Company высокогорная арабика приходит с плантаций Гватемалы, Колумбии, Коста-Рики в Австрию, где на заводе в окрестностях Вены кофе подвергают длительной роторной обжарке. Отсюда кофе доставляют во все точки мира, в том числе в Ульяновск.
– Мы многие годы сотрудничаем с крупнейшей обжарочной компанией в сегменте HoReCa в России – Tasty Coffee. Так же нашим хорошим партнером является «АРОМЭ» – крупная чайно-кофейная фабрика в Поволжье. А так полюбившиеся горожанам ароматизированные моносорта нам поставляет Dammi Coffee. Все эти компании занимаются обжаркой зеленого кофе высшего качества, поставляемого из стран Центральной и Латинской Америки, Африки, Азии, – рассказывает совладелец кофейни Dali Антон Савельев.
Осторожно принюхавшись к дымящейся чашке, барышня неожиданно поняла, что влюбилась. Причем не просто так, а на всю оставшуюся жизнь. И да, разумеется, в напиток из странных зерен.
В ульяновских кофейнях отмечают, что цены на напитки пока не поднимают, но все может измениться в ближайшее время, учитывая сложившуюся ситуацию.
На 21 марта в автокофейне il Carro капучино стоил за 120 руб., американо – 110 руб., а вот кокосовый раф (400 мл) – уже 270 руб. В Coffee Lab цена за напиток начинается от 100 руб. за эспрессо и до 260 руб. – за авторский латте. В Coffeeshop Company ароматный напиток можно приобрести от 105 до 320 руб. В Dali стоимость кофе также зависит от объема и варьируется от 110 до 235 руб.
Сергей Жевлаков рассказывает, что чаще всего клиентами il Carro становятся автолюбители со свободным графиком работы, а также молодежь, которая тусится по вечерам с неизменным стаканом кофе в руках.
Coffee Lab часто посещают работники IT-сферы, офисные сотрудники, семьи с детьми.
Посетители Coffeeshop Company – люди, желающие общаться в спокойной и демократичной обстановке, ценящие качественный кофе, свое время и самое главное – себя, – отмечает Елена Малкина.
Антон Савельев считает, что атмосфера кофейни прекрасно располагает к общению. В выходные в Dali часто приходят с семьями, и пока взрослые отдыхают, дети могут отвлечься на раскраски и книги. А кто-то, наоборот, приходит поработать с ноутбуком или забегает в перерыве на обед из соседнего офиса. Часто в кофейне можно встретить молодежь, студентов, которые пришли пообщаться и побаловать себя вкусненьким.
– Для большинства кофе – это уже ритуал. Наш бариста уже с утра ждет гостей, чтобы приготовить чашечку флэт уайта или большой стаканчик капучино, пожелать хорошего дня, – отмечает собеседник.
Кофе в самоваре
Кофе в Симбирске вошло в моду в конце XIX века, в то время говорили «не выпить чашечку», а уважительно – «отведать кофе». Жители губернии любили коротать время в приятной компании за чашкой дорогого колониального напитка.
В музее городского быта «Симбирск конца XIX – начала XX вв.» можно увидеть необычный предмет – кофейник-самовар, в котором симбиряне варили кофе. В нижний его части устанавливали спиртовую горелку, которая нагревала корпус на высоких ножках (иногда он подвешивался на крючки к вертикальной раме). Внутри также помещался съемный сосуд с сетчатыми стенками для молотых кофейных зерен. В кофейниках имелся краник для разливания напитка, который можно было готовить даже в гостиной в присутствии гостей. Самовар, выставленный в экспозиции музея, иностранного производства, его цена была 21 руб., и это дорогой предмет: на эту сумму можно было приобрести лошадь на базаре. Чаще же всего на прилавках симбирских магазинов можно было встретить кофейники-самовары российского производства, которые стоили от 7 до 10 рублей. Сам кофе тоже был недешев.
Фото: Дарья Магарина, Константин Салмин